Архивы

Журнал «Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии»

Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 30 июля 2001 года, свидетельство ПИ № 77-9508

Электронная почта:


Активизация рынка б/у оборудования в Великобритании — устойчивое или не устойчивое развитие?

Активизация рынка б/у оборудования в Великобритании — устойчивое или не устойчивое развитие?Судя по набирающей обороты торговле подержанной техникой для уборки, европейский клининг переживает далеко не лучшие времена! По крайней мере, в Великобритании.

Первым свидетельством «роста экономической напряженности» в британской индустрии чистоты стала статья, опубликованная в издании “Cleaning and Maintenance” еще летом 2023 года. В ней было представлено новое направление в деятельности представительства в Великобритании одного известного германского производителя, а именно продажа отремонтированных уборочных машин со специальной гарантией для б/у оборудования.

Несмотря на то, что в статье внимание традиционно фокусируется на соответствии этого нового тренда критериям устойчивого развития, за его появлением стоит более прозаичная причина – снижение доходности клининговых услуг в Туманном Альбионе. Впрочем, представительство этого и не скрывало, сообщив читателям, что цель данной инициативы – предоставление возможности компаниям покупать качественные машины недорого. Судя по тому, что это дело поставлено на поток, желающих купить б/у машины хватает!

Справедливости ради отметим, что использование восстановленного оборудования, имеющего достаточный остаточный ресурс в малоизнашивающихся элементах с заменой на новые или восстановленные тех узлов и агрегатов, которые изнашиваются быстрее, это нормальная мировая практика, применяемая десятилетиями. Она прекрасно укладывается в концепцию устойчивого развития, и если ее массово не применяли ранее там, где об этом «устойчивом развитии» трубят на каждом перекрестке, а стали это делать только сейчас, то не по банальным ли экономическим соображениям? Очевидно, что, во-первых, б/у, даже восстановленное, будет предлагаться дешевле нового. А, во-вторых, не возросло ли количество этого б/у оборудования из-за снижения рынка клининговых услуг и выбытия уборочных компаний?..

 

Вторая статья «Экономика в процессе перехода: Вызовы и возможности для европейской промышленности в 2024 году», которую мы получили на днях с рассылкой британского ресурса “Cleanzine”, демонстрирует, что ситуация в британском клининге не просто «не очень», но и действительно ухудшается:

«В 2023 году на европейскую экономику сильно повлияли внешние вызовы, такие как высокие цены на энергоносители, инфляция и продолжающиеся последствия глобальной напряженности. Эти факторы привели к общей неопределенности и снижению готовности инвестировать. Рынок древесины и металла, занимающий центральное место во многих отраслях промышленности, особенно пострадал от резкого роста цен. … В 2024 году компании по-прежнему будут сталкиваться с последствиями глобальной политической напряженности, которая отражается на экономической неопределенности. Доступность и стоимость поставок, а также стабильность рынка также пострадают».

Несмотря на столь мрачные прогнозы, автор настроен оптимистично – он считает, что этот год принесет не только проблемы, но и возможности, одной из которых он называет куплю-продажу подержанного оборудования. По его мнению, это направление может стать в 2024 году эффективной стратегией для как продавцов, так и покупателей. А как же производители? Впрочем, а что еще может предложить представитель Surplex.com, промышленного аукционного дома Европы, торгующего подержанными машинами и заводским оборудованием по всему миру, который и выступил в роли консультанта и спонсора данного материала.

 

Еще один британский оптимист, директор по продажам одной компании-поставщика, «порадовал» читателей журнала “Tommorow’s Cleaning” своими взглядами на отрасль, изложенными в статье «Устойчивый успех в 2024 году». По его словам, в текущем году «клининговая отрасль в Великобритании сталкивается как с возможностями, так и вызовами». Он подкрепил свою оценку ситуации выводами исследования «Пульс отрасли», которое провела компания, в которой он работает.

Вот аргументы, которые он приводит в своей статье:

  • …несмотря на то, что компании в индустрии чистоты по-прежнему сталкиваются с необходимостью снижать расходы, что негативно влияет на отрасль, их руководство считает, что условия стабилизируются, и предполагают, что большее внимание начнет опять уделяться устойчивому развитию.
  • «После периода турбулентности можно с полной уверенностью сказать, что, согласно результатам нашего ежегодного опроса, профессионалы отрасли в 2024 году демонстрируют умеренный оптимизм в этом году. Только треть респондентов предполагают, что они повысят цены в этом году, что заметно контрастирует с 90%, которые в опросе в 2023 году не исключали повышения цен (впоследствии это пришлось сделать 75% из них). В этом году есть ощущение зарождающейся экономической стабильности и ожидание более мягкого удара от инфляции и сбоев в цепочке поставок».
  • «Тем не менее, обстановка остается сложной, обусловленной неконтролируемыми внешними геополитическими и логистическими вызовами и потенциальными потрясениями в связи с приближающимися всеобщими выборами. Действительно, 20% респондентов считают, что политическая обстановка повлияет на их бизнес в этом году, при этом более трети призывают правительство делать больше для борьбы с инфляцией (34%)».
  • «62% специалистов отрасли прогнозируют сохранение ценового давления, что остается наиболее заметной тенденцией, с которой сталкивается отрасль в этом году, и напоминанием о том, что мы еще не полностью выбрались из тупика. Тем не менее, вопреки настораживающей тенденции, такие приоритеты, как «сокращение пластиковых отходов» (55%) и «экологичная уборка» (48%) набирают обороты, сигнализируя о непоколебимой приверженности экологическим соображениям даже в сложных рыночных условиях. Возможно, это можно объяснить тем фактом, что надежные зеленые сертификаты больше не просто приятно иметь: они могут активно оказывать положительное влияние на итоговый результат».
  • «В конце концов, около 80% респондентов, участвовавших в нашем исследовании, заявили, что устойчивое развитие важно или очень важно для их клиентов. Это указывает на то, что отрасль находится на перепутье, стремясь сбалансировать финансовую осторожность с повышенным экологическим профилем. В центре всего этого систематически развенчивается устойчивый миф о том, что экологичность приравнивается к более высоким затратам. Устойчивое развитие со временем оказывается не только жизнеспособной альтернативой, но и экономически обоснованным выбором, приносящим ряд преимуществ бизнесу».

Честно говоря, все это шатко и неубедительно. Особенно эко-озабоченность, которая, на фоне событий, приведших к проблемам в западном клининге, выглядит особенно циничной, как, впрочем, и британский оптимизм!

Что же касается этого чувства, то о нем – умеренном, осторожном, сдержанном – мы слышим с 2009 года. Именно такой оптимизм беспрестанно на протяжении многих лет испытывали главы германских ассоциаций индустрии чистоты, члены которых не могли оправиться от последствий экономического кризиса 2008 года. Им они годами охотно делились с журналистами, в том числе и с нами, на пресс-конференциях в преддверии выставки CMS в Берлине. Вот только инструмент для решения этой проблемы был выбран не тот.

В его качестве выступило устойчивое развитие, которое подчинило впоследствии все пресс-конференции, выставки и прочие события в западном клининге, не дав отрасли, по сути, ничего, кроме возможности поговорить на эту тему, а также дополнительных поборов, требований, отчетности и т.д. и т.п.

Что же касается авторов статей, то их умеренный оптимизм понятен – в статьях-то все в итоге сводится к продвижению чего-либо среди потенциальных потребителей. Например, в последней — словесное великолепие венчается рассказом о чудо-решениях, которые предлагает компания автора. То есть, к банальной рекламе, в том числе и той самой фантастической бутыли, которая превращает водопроводную воду в безопасное эффективное моющее средство без «агрессивных химикатов».

Но, если немного видоизменить старую русскую поговорку с учетом юридически защищенного со всех сторон рынка, «не слукавишь – не продашь», особенно в сложные времена, в которых оптимизм становится разменной монетой даже в некогда серьезных индустриальных журналах!

 

О. Вихарева