Архивы

Журнал «Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии»

Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 30 июля 2001 года, свидетельство ПИ № 77-9508

Электронная почта:


Едут на том, кто везет...

Едут на том, кто везет...

Не смогла устоять перед интригующим заголовком «Исследование показало, что лояльных работников эксплуатируют», под которым была опубликована небольшая статья в одном англоязычном клининговом журнале. В ней рассказывалось об исследовании, которое провели американские ученые в стремлении выяснить, насколько лояльность, почитаемая в деловой среде как добродетель, окупается в действительности.

Мне захотелось узнать, что нового можно обнаружить в старой как мир проблеме, причины которой и так очевидны. В нашей стране на эту тему и поговорки имеются, которые выражают опыт поколений и без всяких исследований расставляют все по местам. К примеру, вот эта – «едут на том, кто везет». В английском языке есть свои аналоги, начиная с “everyone lays a burden on the willing horse” – известной нам как «была бы шея, хомут найдется». Уверена, подобные есть и у других народов.

При всей своей лаконичности, они доходчиво (и совершенно бесплатно) объясняют ту самую причинно-следственную связь между преданностью одних и желанием бесконечно этим пользоваться у других, которую и должны были выявить ученые.

Зачем же, в таком случае, потребовалось затевать целое исследование?

Чтобы в этом разобраться, я начала читать статью и почти сразу же поняла, что самое интересное в ней – это заголовок. Да и в целом — вялый и путаный пересказ выводов исследования сложно назвать статьей. В ней нет смысла, поскольку она не отвечает на главный вопрос: почему одни не могут противостоять наглым притязаниям, в то время как другие занимаются этим, не моргнув и глазом, причем без всяких последствий для себя?

Пришлось прочитать само исследование. И, признаться, оно мне понравилось. Хотя бы только тем, что ответило на этот вопрос. Кроме того в нем показано, насколько изменилось значение слова «лояльность» в понимании некоторых руководителей. В сущности, искажение его смысла и стало первопричиной всех проблем.

Требуя от подчиненных лояльности, на самом деле начальники рассчитывают на другую человеческую добродетель – жертвенность. И правда, а как еще, как не «актом самопожертвования», можно назвать ситуацию, в которой сотрудники работают сверхурочно, не получая при этом никакого материального вознаграждения?

Исследование показало, что в таких ситуациях чаще всего оказываются работники, находящиеся в сложных жизненных ситуациях, а также неуверенные в себе люди, потеря работы для которых – настоящая трагедия. Неудивительно, что они легко поддаются психологическому давлению и не смеют возражать начальству.

Ученые пришли к выводу, что подобное отношение к персоналу создает «двустороннюю причинно-следственную связь между лояльностью и эксплуатацией», превращающую жизнь податливых сотрудников в ад. Члены трудового коллектива с «клеймом» лояльных воспринимаются как «более пригодные для эксплуатации», так как считается, что преданные люди не просто готовы, но и жаждут проявить самоотверженность ради достижения целей своих работодателей и компаний. Несмотря на то, что лояльность обычно преподносится как добродетель, лояльные работники считаются наиболее уязвимыми в коллективе.

В большей степени меня удивил тот факт, что находятся руководители, считающие, что такой «стиль» менеджмента на самом деле не является эксплуатацией, поскольку они лишь просят, а не требуют от подчиненных что-то доделать или куда-то съездить после работы «за так». А когда подчиненных только просят, а не требуют, они сами вправе решать, соглашаться ли им на это.

Подобные суждения были опровергнуты исследованием: оно показало, что рядовые сотрудники в большинстве случаев не могут ответить отказом на такие «просьбы» руководства, поскольку именно от него зависит продвижение по службе, получение бонусов и т.п.

С моей точки зрения, боссы-эксплуататоры – наиболее опасная разновидность «боссов-кровососов», о которых я упоминала в посте от 23 мая. Они стремятся не только максимально отравить жизнь своих подчиненных, но еще и испытать при этом удовольствие. Именно поэтому у них всегда есть «любимые» жертвы – этакие надежные «пауэрбанки» из числа легкоуязвимых людей. И когда у этих вампиров-эксплуататоров чего-то не задается, что случается чуть ли не ежедневно, они цепляются к ним.

Для выкачивания их энергии в ход идут все способы выведения человека из равновесия. В том числе и предложения поработать бесплатно после работы, в выходные и даже во время отпуска. Не прочь они «закусить» и раздражением всего коллектива, устраивая, к примеру, собрания в конце рабочего дня в пятницу или еще что-нибудь столь же «приятное»!

Следует помнить, что в отсутствие отпора аппетиты у вампиров-эксплуататоров неуклонно растут! Единственный выход для людей в такой ситуации – как можно быстрее покинуть компанию! Без всяких сожалений! Ведь подобный стиль руководства рано или поздно начнет спускаться вниз по иерархической лестнице. Ему последуют и начальники помельче, и даже коллеги-подчиненные, у которых чуть больше полномочий, чем у жертвы! И в какой-то момент вампиров-эксплуататоров, спихивающих работу на других, в коллективе станет больше, чем жертв! Не стоит этого дожидаться.

В завершение напомню, что рыба всегда гниет с головы. И подобные вамп-нравы – явный признак этого процесса! И очень скоро это почувствуют партнеры и клиенты, что вряд ли им понравится. В таких вамп-компаниях всегда начинает хромать качество обслуживания, что закономерно, когда несправедливое распределение рабочей нагрузки становится нормой.

Недаром же говорится: «если хочешь завалить свое дело, поручи его другому».

 

О. Вихарева