Архивы

Журнал «Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии»

Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 30 июля 2001 года, свидетельство ПИ № 77-9508

Электронная почта:


Магическая сила взгляда

Эксперимент ученых из центра по изучению поведения и развития человека (Centre for Behaviour and Evolution) университета Ньюкасла (Великобритания) доказал, что люди менее склонны к антиобщественным актам, находясь «под прицелом» чужих глаз. Даже напечатанных на плакатах.

Изображение строгих мужских глаз на листовках без привычных призывов не мусорить, удержержало большую часть людей от желания бросить ненужное в прямом смысле куда попало. Согласно данным исследования CBE, опубликованных в научном журнале PeerJ, лишь 4,7% обладателей листовок «с глазами» посмели их бросить, в то время как 15,6% из тех, кто получил листовку без изображения глаз, не стали себя сдерживать.

По мнению Мелиссы Бэйтсон и Дэниела Неттла, возглавивших исследование, изображение человеческих глаз может способствовать правильному коллективному поведению, поскольку люди будут чувствовать себя «под присмотром». «Учитывая, что нам не безразлично, что о нас думают другие, мы ведем себя лучше и честнее, когда мы чувствуем, что за нами наблюдают», — уверены ученые. Они считают, что люди и так знают, что мусорить антиобщественно, поэтому текстовые напоминания об этом в листовках избыточны. Достаточно жесткого мужского взгляда…

Этот вывод был подтвержден еще одним экспериментом. Группа британских и американских ученых использовала данные научных поведенческих исследований для того чтобы улучшить гигиенические привычки персонала одной из больниц. Причина интереса ученых понятна — несмотря на то, что различные исследования неоднократно доказывали, что качественное мытье рук является самым эффективным средством для предотвращения распространения внутрибольничной инфекции, количество персонала в ЛПУ, пренебрегающего этой важнейшей процедурой до сих пор удивительно высоко.

Исследователи проверили эффективность метода психологического стимулирования, в процессе чего контролировалось как воздействие определенных ключевых раздражителей — например, слов, запахов или изображений — влияет на гигиеническое поведение людей.

В рамках эксперимента, который был проведен в хирургическом подразделении интенсивной терапии в университетской клинической больнице Майами (Флорида, США), велось наблюдение и за медицинскими работниками, и за посетителями больницы — в общей сложности было проверено 404 человека. Выяснялось, очищают ли они руки с помощью дезинфицирующего средства из дозатора, размещенного рядом с дверью, прежде чем войти в палату. В контрольной группе из 120 входящих обработало руки только 18 человек (15%). Мужчины показали худшие результаты — очистил руки лишь один из пяти (9,26%). Представительницы прекрасного пола оказались более аккуратными — 13 из 66 женщин (19,7%) воспользовались дозатором со средством.

124 испытуемых были подврегнуты воздействию визуального стимула — постера с изображением пары мужских глаз, расположенного над дозатором с дезинфицирующим гелем. Результаты были впечатляющими — взгляд мужских глаз привел к значительному увеличению желающих очистить руки — на 33,3%. А вот изображение женских глаз, как оказалась, обладает более слабым эффектом — прирост составил лишь 10%.

И это вполне закономерно. Большинство исследований по изучению гендерных различий в социальном влиянии установило, что мужчины более эффективны в этом вопросе по сравнению с женщинами. Этим можно объяснить и разницу в реакциях на постеры с изображением мужских и женских глаз.

Немаловажно и то, что выразительный мужской взгляд, изображенный на постере, используемом в данном эксперименте, задействует больше лицевой мускулатуры, что часто воспринимается как злость или угроза. Вероятно, именно эта особенность и могла стать причиной столь мощного влияния на сотрудников и посетителей больницы.

 

По материалам зарубежной прессы

(ПУ 4/55)