Последние новости

Архивы

Журнал «Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии»

Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 30 июля 2001 года, свидетельство ПИ № 77-9508

Электронная почта:


РОБОТЫ В СФЕРЕ УСЛУГ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ?

 

РОБОТЫ В СФЕРЕ УСЛУГ: РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ?

Индустрия 4.0, которая, как считают оптимисты, постепенно проникает во все большее количество сфер, дарит современному человеку не только заманчивые перспективы, но и обрекает на проблемы, с которыми не так-то просто справиться. Самоуправляемые автомобили, техника, разбирающаяся в рентгеновских снимках, алгоритмы, чутко реагирующие на запросы клиентов – это все проявления новых форм автоматизации. Тем не менее, по мере того как эти технологии повышают производительность труда и улучшают нашу жизнь, их применение лишает людей работы, что не может не вызывать озабоченность в современном обществе.

 

Изменения в соотношении рост/снижение занятости на рынке труда, произошедшие за последние несколько лет, показывают, что в недалеком будущем многим придется искать работу в других областях профессиональной деятельности, для чего потребуются новые знания и навыки. По мнению экспертов, грядущие перемены будут происходить в масштабах, которых не наблюдалось со времен перемещения рабочей силы из сельскохозяйственного в промышленный сектор в 1900-х годах в США и Европе, и совсем недавно – в Китае.

Согласно данным исследования “Jobs lost, jobs gained: Workforce transitions in a time of automation” (Рабочие места потеряны, рабочие места получены: Перемещение трудовых ресурсов в период автоматизации процессов и производств) McKinsey Global Institute, к 2030 году в мире из-за автоматизации могут лишиться работы от 400 до 800 миллионов человек, а новые вакансии будут доступны далеко не всем. По этой причине значительному количеству человек – от 75 до 375 миллионов – придется вновь «сесть за парту» в надежде освоиться в новых сферах профессиональной деятельности.

Потеря рабочих мест не грозит работникам умственного труда, алгоритмы которого невозможно автоматизировать. К их числу относятся IT-специалисты, инженеры, ученые, бухгалтеры и аналитики. Более того, в этих профессиях автоматизация приводит к созданию дополнительных рабочих мест.

Также пока могут не задумываться о смене сферы деятельности:

    • Менеджеры и руководители, чья работа не может быть легко заменена машинами.
    • Преподаватели, особенно в странах с развивающейся экономикой и молодым населением.
    • Люди творческих профессий – художники, актеры, представители шоу-бизнеса, востребованность которых будет расти по мере роста доходов и спроса на организацию отдыха и досуга.
    • Строительные и смежные профессии, особенно там, где предполагаются более высокие инвестиции в инфраструктуру и здания.
    • Рабочие профессии и работа в сфере услуг в непредсказуемых условиях, например, помощники по дому или садоводы.
    • Поставщики медицинских услуг.

Обнадеживает, что сфера услуг, вопреки наметившейся тенденции, станет местом трудоустройства большего количества специалистов. В исследовании McKinsey Global Institute говорится, что к 2030 году в мире станет значительно больше людей в возрасте от 65 лет и старше. А, как показывает практика, по мере старения человека структура его расходов меняется – траты на медицинские и бытовые услуги заметно увеличиваются.

Эта тенденция создаст в большинстве стран значительный спрос на целый ряд профессий, включая врачей, медицинских сестер, сиделок и помощников по хозяйству. По оценкам McKinsey Global Institute, старение населения к 2030 году приведет к увеличению количества рабочих мест в сфере здравоохранения и связанных с ним профессиях на 50 – 85 миллионов.

И еще одна тенденция, рассматриваемая в исследовании McKinsey Global Institute – это так называемая маркетизация неоплачиваемой домашней работы, широко распространенная в странах с развитой экономикой и усиливаемая ростом количества рабочих мест по всему миру, занимаемых женщинами. По оценкам McKinsey Global Institute, это приведет к созданию от 50 до 90 миллионов рабочих мест, главным образом в таких видах деятельности как уход за детьми, дошкольное воспитание, уборка, приготовление пищи и садовые работы.

 

Очевидное, раздутое до невероятного

Неважно, хотим мы этого или нет, но СМИ формируют – исподволь или напрямую – наши взгляды на различные события и явления. Разумеется, роботизация, которая становится все более очевидной, не остается без внимания не только сугубо специализированных, но и разносторонних ресурсов, журналов и газет, предлагающих самой широкой аудитории информацию обо всем – о современных технологиях и их влиянии на жизнь, экологии, культуре и науке и т.д.

К сожалению, нередко вместо осмысленных статей их читатели получают возможность познакомиться с поверхностным мнением того или иного журналиста о довольно сложных вещах, иногда подаваемым с откровенно коммерческим уклоном. Один из ярких примеров «углубленного» изучения темы как раз и связан с роботизацией сферы услуг. Речь идет о роботе-бармене Макр Шакр (Makr Shakr), которого по сей день продолжают «открывать» для себя копирайтеры различных ресурсов.

Вот выдержки из статей с броскими названиями, опубликованных в разное время в различных онлайн-изданиях, разочаровывающих преобладанием эмоций над здравым смыслом:

 

• Бармены в Лас-Вегасе – самые настоящие роботы, и это главное развлечение в этом новом баре (Los Angeles Times), Джэй Джонс, 04.06.2017:

«Наполненный сложными технологическими устройствами, достойными фильма о Джеймсе Бонде, бар будущего прибыл в Лас-Вегас. И вам не обязательно быть шпионом, чтобы получить коктейль, который бармен-робот сделает с учетом известного пожелания – смешать, но не взбалтывать (в оригинале – shaken, not stirred).

Бармены в Лас-Вегасе – самые настоящие роботы, и это главное развлечение в этом новом баре

Два робота-манипулятора заменили барменов в Miracle Mile Shops. Они не смогут выслушать все ваши проблемы, но сделают вам идеальный коктейль. Недавно открывшийся в Planet Hollywood бар Tipsy Robot является первым роботизированным питейным заведением на суше. Если это  кажется смутно знакомым, то только потому, что подобные бары есть на круизных судах Royal Caribbean».

 

• Робот-бармен подавал мне напитки – и это классная новинка, пока в скором будущем она не начнет захватывать рабочие места, Business Insider, Мэтью Майклз, 03.02.2018:

«Робот подает вам напитки…  Это не начало шутки. Во время недавнего отпуска на борту круизного судна Royal Caribbean моим барменом стала биоэлектронная рука, которая послушно приняла мой заказ и взболтала коктейль.

Круизная линия Royal Caribbean в качестве эксперимента запустила на нескольких своих судах  бионические бары, оборудование для которых производится компанией Makr Shakr. По утверждениям разработчиков эта роботизированная команда может приготовить около 310000 коктейлей».

Правда состоит в том, что одно из первых видео, демонстрирующее роботизированный бар в действии на одном из судов Royal Caribbean, было опубликовано еще в ноябре 2014. Это видео доступно и сегодня на YouTube, где также можно ознакомиться с противоречивыми комментариями представителей «целевой аудитории»: «Роботы-бармены это так здорово. Я бы еще хотел увидеть и роботов-стюардов», «Я ждал, когда Сара Коннор ворвется в бар и разнесет эти штуковины на куски!», «Они отняли у нас работу», «… а найдут ли они время, чтобы выслушать мое нытье о моей бывшей?», «Эй, …., дроиды здесь запрещены!», «Бесподобно! И они не напиваются на работе…», «Эти роботы не берут чаевых!», «Это обычный робот-манипулятор. Но приятно видеть, куда это ведет. Не могу дождаться, когда мы увидим их повсюду».

 

• Makr Shakr, робот, который подает коктейли, 26.08.2015, EXPO MILANO 2015:

«Он может отмерять ингредиенты с абсолютной точностью, смешивать и процеживать напитки. И он делает это с помощью пары…  манипуляторов. Первый робот-бармен в мире, Макр Шакр, в настоящее время в полную силу трудится на выставке Expo Milano 2015.

Макр Шакр – это детище Карла Ратти, директора Senseable City Lab в Массачусетском технологическом институте (MIT), занимающего лидирующие позиции в сферах робототехники и искусственного интеллекта».

Справедливости ради скажем, что этот роботизированный бар впервые был представлен MIT Senseable City Lab  15 мая 2013 года на конференции разработчиков Google I/O в Сан-Франциско (США), что, видимо, прошло мимо многих представителей «научно-популярных» Интернет-ресурсов. Участники же этой конференции смогли насладиться коктейлями по их собственным рецептам, заказываемыми в режиме реального времени через приложения для смартфонов.

 

Инновационность Макр Шакр состоит в том, что в качестве сервисных роботов выступают промышленные роботы-манипуляторы, которые традиционно используются на пищевых производствах. Самим баром стала «производственная линия», обслуживаемая роботами Макр Шакр, а его наполнение необходимыми для смешивания напитков ингредиентами, как и ПО, обеспечивающее работу всей системы и ее взаимодействие с пользователями, и было разработано MIT Senseable City Lab. В отличие от производственных роботов-манипуляторов, работающих за защитными ограждениями, в данном случае роботы были оснащены механизмами безопасности, блокирующими их работу в случае, если клиент бара окажется слишком близко.

Бармены Макр Шакр – это не что иное, как роботы-манипуляторы KUKA германской компании KUKA Robotics, которые, по мнению Карла Ратти, стали символом третьей промышленной революции. Вместе с тем, их применение в автоматизированных барах, обеспечивающих посетителей индивидуализированной продукцией –  уже автоматизация другого уровня, соответствующая представлениям о четвертой промышленной революции, формирующимся в современном обществе.

Однако значение таких решений, существенно расширяющих возможности автоматизации трудоемких работ именно в сфере услуг, так и осталась незамеченной большинством журналистов, которые ограничились в своих статьях эмоциями первооткрывателей и страшилками о «неизбежной» потере рабочих мест из-за роботизации.

Несмотря на коммерческих успех – на сегодняшний день компания Makr Shakr выпустила уже несколько поколений одноименных роботизированных баров – их применение вряд ли станет массовым. Установка подобных решений дорогостояща и в большинстве случаев является просто эффективным рекламным ходом, нацеленным на состоятельную и избалованную публику.

 

Неочевидное, отмеченное лишь специалистами

Вот бы удивились журналисты неспециализированных СМИ, узнав, что первый сервисный мобильный робот появился намного раньше – еще в самом начале 1990-х. Его внедрение положило начало роботизации вспомогательных услуг в сфере здравоохранения.

 

Helpmate – первая роботизированная система транспортировки материалов

Этот первый автономный робот, разработанный компанией Transitions Research Corp., еще вначале 1990-х стал использоваться для решения логистических и транспортных задач в больницах. Навигация HelpMate осуществлялась на основе анализа одометрических данных и была усилена ультразвуковыми датчиками измерения расстояния, тепловыми датчиками и видеосенсорами, которые помогали в обнаружении препятствий и маневрировании для предотвращения столкновений с ними. Для удобства операторов был разработан чрезвычайно простой интерфейс — встроенный экран, функция аварийной остановки, проблесковые маячки, указатели поворота и клавиши временной остановки обеспечивали простое и быстрое взаимодействие с системой.

Робот HelpMate был способен преодолевать основные магистрали, соединяющие здания в больничных комплексах, используя соединяющие коридоры и лифты, и применялся в основном для перевозки продуктов питания, медикаментов и белья. Несмотря на огромный интерес к этому роботу, коммерческое использование HelpMate не стало успешным. Всего было произведено и продано 150 единиц, что объясняется довольно высокой стоимостью каждой – $100000.

В настоящее время в ЛПУ различных стран используются  роботизированные системы транспортировки таких компаний как Aethon (США) – роботы TUG, Panasonic (Япония) – Autonomous Delivery Robots HOSPI, Swisslog healthcare (Щвейцария) – RoboCourier®, RobCab AB.

Роботы TUG

Роботы TUG

Autonomous Delivery Robots HOSPI

Autonomous Delivery Robots HOSPI

RoboCourier®

RoboCourier®

RobCab AB

RobCab AB

 

Современные автономные мобильные роботы, также как и их предшественник HelpMate,   устраняют необходимость ручной транспортировки лабораторных образцов, медикаментов, расходных материалов и медикаментов, что позволяет специалистам ЛПУ концентрироваться на задачах, связанных с обслуживанием и лечением пациентов. И самое главное – эти умные устройства позволяю решить острую проблему нехватки младшего обслуживающего персонала в больницах.

RoboCourier Autonomous Mobile Robot:

Растущий спрос на роботизированные системы транспортировки, несмотря на довольно высокую стоимость таких решений, объясняется их многочисленными преимуществами, снижающими расходы больниц. К их числу относятся:

    • Полностью контролируемая и надежная доставка медикаментов благодаря интегрированной системе непрерывного контроля.
    • Автоматизированная доставка, позволяющая персоналу аптек сосредоточиться на выполнении более значимых задач, таких как исключающая ошибки подготовка препаратов.
    • Доставка медикаментов может осуществляться чаще, что избавляет лечащий персонал от необходимости беспокоиться о недостающих лекарствах и медицинских принадлежностях.
    • Автоматическая доставка снижает затраты и обеспечивает своевременность поставок.
    • Своевременный сбор отходов поддерживает аккуратный внешний вид объекта и снижает вероятность вспышек ВБИ.
    • Автоматизированная транспортировка отходов снижает риск получения травм при перевозке тяжелых грузов.
    • Лабораторные анализы могут быть доставлены немедленно, что ускоряет обследование пациентов.
    • Точное отслеживание нахождения дорогостоящего оборудования и материалов позволяет уменьшить количество потерянных предметов.
    • Некоторые из этих систем имеют функцию вызова для доставки в закрытые отделения.

 

Роботы на охране порядка

Одним из направлений деятельности предприятий, разрабатывающих роботизированные решения, стало производство автономных  роботов-охранников, которые, как считают в компании Knightscope (США), смогут предугадать и предотвратить преступления, сэкономив тем самым огромную сумму денег.  Продукция Knightscope — одноименные роботы — уже применяются в США для охраны различных объектов, успешно справляясь со своей работой.

Подход компании Knightscope «Оборудование + Программное обеспечение +Люди» снижает затраты клиентов компании на обеспечение безопасности,  оказывая поддержку службам охраны в режиме 24/7 и совершенствуя способности обнаружения нештатных ситуаций.

 

Автоматизированные системы обработки багажа в аэропортах

«Знали ли вы, что в Хитроу появились роботы-сортировщики багажа? Это часть комплексной автоматизированной системы обработки багажа, которая связывает все терминалы». Это подпись к видео, опубликованному в YouTube в феврале 2016 года под названием „Heathrow’s new baggage robot in action as part of a multi-million pound project linking T3 and T5“ (Новый багажный робот  – часть многомиллионного проекта, связывающего терминалы Т3 и Т5 в аэропорте Хитроу – в действии).

Речь идет об первой роботизированной системе обработки багажа BagBot,  установленной  в трех из пяти ведущих аэропортов Европы – Франкфурт-на-Майне, Схипхол (Амстердам) и Хитроу (Лондон). Производитель BagBot – Digiobotics, ведущая компания в сфере разработки роботизированных решений, которые делают производственные процессы умнее, эффективнее и совершеннее. Среди клиентов этой компании, кроме аэропортов, есть и предприятия тяжелой промышленности, а также организации в сфере образования, транспорта, СМИ, безопасности и охраны труда и прочие.

BagBot – это первая, но не единственная система для автоматизации обработки багажа в аэропортах. Есть и другие, например BAGLOAD, использующие решения, предлагаемые компанией Grenzebach (Германия), которые сочетают в себе классическую транспортную технику с современной робототехникой. Кроме этого, частью BAGLOAD является и система интеграции, разработанная компанией Vanderlande (Нидерланды), предназначенная для обеспечения аэропортов, авиакомпаний и компаний, занимающихся обработкой грузов, необходимым уровнем автоматизации этих процессов. Автоматизированные системы обработки багажа, разработанные  Vanderlande , перемещают по всему миру 3,7 миллиардов единиц багажа в год (или 10,1 миллиона в день). Эти системы работают в 600 аэропортах, включая 13 из 20 лучших в мире.

Один из примеров – аэропорт Схипхол в Амстердаме, количество обрабатываемого багажа в котором растет год от года и в ближайшем будущем достигнет 17 миллионов единиц в год. Для того чтобы справиться с этой задачей здесь была внедрена новая автоматизированная система, часть которой – роботы-манипуляторы.

Кроме того, с помощью систем Vanderlande ведущие компании по доставке грузов ежедневно сортируют более 39 миллионов отправлений. Большинство крупнейших мировых платформ по электронной торговле и международных торговых компаний также используют эффективные и надежные решения от Vanderlande.

 

Внедрение роботов – не самоцель

По мнению специалистов Vanderlande, внедрение робототехники – это не просто замена зон ручной сортировки багажа автоматизированными устройствами, но и адаптация всего процесса и окружающей среды для достижения более высокого уровня автоматизации.

Цель Vanderlande – оптимизация бизнес-процессов и повышение конкурентоспособности клиентов, для чего и вносятся необходимые изменения в существующие системы обработки багажа для поддержки перехода на роботизированные системы, что помогает:

    • Снизить общую стоимость труда.
    • Эффективно использовать пространство.
    • Улучшить условия труда сотрудников.
    • Повысить качество процесса за счет сокращения количества ошибок.
    • Обеспечить сохранность багажа.
    • Получить прибыль от инвестиций в течение двух-трех лет.

Понятно, что такие сложные системы, где робот-манипулятор является лишь частью общего решения, скрыты от глаз большинства журналистов  и обывателей. Отсюда и непонимание их существенных преимуществ: во-первых, автоматизация процессов транспортировки и обработки грузов многократно снижает вероятность их потерь и порчи. Во-вторых, они снижают количество травм, несчастных случаев и производственных заболеваний, связанных с ручной обработкой грузов.

Тем не менее, появление в YouTube видео, где роботы BagBot легко управляются с чемоданами и сумками в недрах аэропорта Хитроу, вызвало разнонаправленные эмоции у двух зрителей, оставивших свои комментарии. Один из них счел, что это очень хорошо, другой, впитавший популистские идеи, что это очень плохо, «когда роботы забирают рабочие места, чтобы компании стали еще богаче!»

 

Опыт — лучший фактор мотивации

В феврале этого года профильные СМИ и некоторые новостные ресурсы в нашей стране и за рубежом опубликовали информацию о том, что DB Services — дочерняя структура оператора железных дорог Германии компании Deutsche Bahn AG — организовала конкурс роботизированных поломоечных машин. Это мероприятие состоялось на территории самого технологичного вокзала в Европе – Берлин Хауптбанхоф – в конце января текущего года.

Конкурс Automated Cleaning Challenge позволил сравнить автоматизированные машины четырех производителей – Adlatus Robotics, Cleanfix, HEFTER cleantech и Diversey, которым была предоставлена возможность показать себя с лучшей стороны, устраняя типичные для железнодорожных вокзалов загрязнения на участке площадью 200 м2.

Конкурс Automated Cleaning Challenge

Жюри конкурса оценивало производительность поломоечных роботов, способность каждого их них ориентироваться на местности, оптимизировать маршруты уборки, реакцию на людей и препятствия, а также эффективность, качество очистки и безопасность работы. С победителем, которым стала компания Adlatus Robotics (Германия), был подписан двухлетний рамочный контракт на работу с DB по разработке автоматизированных систем для очистки станций.

Конечной целью этой совместной работы должна стать реализация программы «Железные дороги будущего», нацеленной на улучшение качества обслуживания пассажиров, в рамках которой DB хочет внедрить поломоечных роботов для повышения эффективности работы станционных клининговых бригад по всей Германии.

В статье отраслевого издания Railway Gazette, посвященной конкурсу Automated Cleaning Challenge, также рассказывается и еще об одной мере борьбы за чистоту, благодаря которой посетители и пассажиры 240 станций DB получили возможность с помощью WhatsApp сообщать обо всех проблемах, связанных с уборкой, для того чтобы сотрудники могли оперативно их решить.

Следует отметить, что конкурс DB Services не является уникальным явлением. Еще за два года до его проведения на трех парижских вокзалах компания Gares & Connexions – подразделение  оператора железных дорог Франции SNCF – провела испытания роботизированных систем, входивших в комплекс мероприятий, нацеленных на создание наиболее комфортных условий для пассажиров и посетителей станций.

Первая из систем – роботизированная тележка для багажа, разработанная в помощь пассажирам с ограниченными возможностями, прошла проверку на Восточном вокзале в Париже.

rsu_09a

Двумя другими «испытуемыми» стали разнотипные машины для уборки. Первая из них – известный нашим читателям поломоечный робот Swingbot 1650 компании Diversey, оценить преимущества которого смогли сотрудники клининговой компании Sud Service на Лионском вокзале. Вторая машина была разработана компанией Fab Lab IciMontreuil (Франция) в сотрудничестве с вышеупомянутой Sud Service, и представляла собой сверхбольшую вращающуюся и всасывающую насадку-щетку, прикрепленную к гибкому манипулятору. Насадка обладала способностью успешно удалять даже самые сложные загрязнения. В процессе испытаний  на вокзале Монпарнас оценивалась эффективность работы этого устройства в автономном режиме.

Каковы результаты испытаний, и будут ли все эти роботизированные решения когда-нибудь внедрены в рабочие процессы? Ответы на эти вопросы, скорее всего, имеются, но широкой общественности (даже профессиональной) они пока неизвестны. Если же вспомнить, что роботизация даже одного из участков работы требует адаптации всего процесса, то вряд ли стоит надеяться на быстрое внедрение автономных роботизированных решений даже там, где они остро необходимы.

Вместе с тем, возвращаясь к германской DB Services, следует отметить, что у этой компании уже есть положительный опыт решения задачи автоматизации уборочных работ на вокзале Хауптбанхоф в Берлине. В 2007 году, благодаря приглашению представителя нашего журнала на  пресс-конференцию, посвященную выставке CMS Berlin, традиционно организуемую компанией Messe Berlin, мы и наши читатели смогли познакомиться с организацией комплексного обслуживания всей инфраструктуры этого сложнейшего объекта. Более подробно об этом мероприятии можно прочитать в статье CLEANING. MANAGEMENT. SERVICES.БЕРЛИН, 18-21 СЕНТЯБРЯ 2007, № 3/22 журнала.

А мы сегодня ограничимся выдержками об организации уборки:

«Помимо полного технического обслуживания центрального вокзала Берлина, DB Services также полностью осуществляет управление всей его инфраструктурой, включая уборку здания, мытье крыш и фасадов, утилизацию отходов, зимнюю уборку. А это непростая задача: компании приходится поддерживать в чистоте около 53000 м2 пола, и почти 4000 м2 стекла только внутри здания, не считая крыши вестибюля и наружной части здания.

Для уборки вокзала имеется собственный парк техники, состоящий из 54 машин (в основном, поломоечные машины и машины для мытья эскалаторов). В целях безопасности для уборки вокзала, в основном, используются машины толкательного типа. Для мытья наружной части крыши используется собственное ноу-хау – робот, которого местный персонал называет Тони.

Робот оснащен щетками и шлангом для подачи моющего раствора; передвигаясь на колесах по крыше, он очищает стеклянную поверхность. На рабочее место его устанавливают с помощью специального крана. Так этот робот-помощник освобождает людей от необходимости выполнять рискованные высотные работы на подвижном куполе вокзального вестибюля».

Нет сомнений, что время, когда роботизированные машины для уборки появятся на вокзале Хауптбанхоф, а затем и на других вокзалах и крупных станциях, которые также обслуживает DB Services, не за горами.

 

Выводы

Очевидно, что пока роботизация в сфере услуг затрагивает лишь вспомогательные работы, выполнение которых требует существенных физических усилий и сопряжено с многочисленными рисками. И в данном случае роботы компенсируют отсутствие персонала на рабочих местах, которые почти всегда вакантны.

Что же касается человекоподобных роботов, роботизированных баров и тому подобных «чудес»,  то на сегодняшний день их внедрение связано, по большей части, с привлечением внимания потенциальных клиентов. Например, в 2015 году два железнодорожных оператора – Keikyu Corporation в Японии и SNCF (Франция) «наняли» на работу роботов: в первом случае это был Pepper – робот, способный распознавать основные человеческие эмоции и адаптировать свое поведение к настроению своего собеседника – завлекал пассажиров в аэропорту Ханеда в Токио на поезда этой частной компании; во втором –  похожие на Pepper  роботы были задействованы с той же целью в тестовом режиме на трех станциях в регионе Пеи-де-ла-Луар  в течение всего лишь трех месяцев.

Вряд ли здравомыслящему человеку, глядя на подобное точечное внедрение роботов в сфере услуг, придет мысль, что Макр Шакр или Pepper покушаются на его работу. Оставим эти фантазии журналистам – плохие новости продаются лучше, чем хорошие. А  хорошие новости есть! Работа этих умных устройств отличается от работы немотивированного низкооплачиваемого персонала высокой производительностью, отсутствием нарушений трудовой дисциплины и техники безопасности. Результаты их труда при этом лучше и качественнее, а административные расходы на его организацию – меньше.

Есть сферы, в которых таким роботам самое место, как например, индустрия чистоты, которая сейчас, как говорят, обеляется. А что может быть прозрачнее, чем работа автоматизированного устройства? Так что же мешает их внедрению в клининг?

 

 

О. Вихарева

 

 

«Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии», № 2/65 2018