N 1/64 2018 электронная версия


N 1/64 2018

Свободный доступ к электронной версии для всех зарегистрированных посетителей сайта

Последние новости

Архивы

Журнал «Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии»

Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 30 июля 2001 года, свидетельство ПИ № 77-9508

Адрес для корреспонденции: 191036, Санкт-Петербург, а/я 58, ООО «ПАРТНЕР Санкт-Петербург»

Электронная почта: ur.a1534663895krobu1534663895forp@1534663895noiti1534663895de1534663895

КОНФЕРЕНЦИЯ ЧИСТОДРОМ — АКТУАЛЬНО ОБ ОТРАСЛИ

31 мая в Санкт-Петербурге прошла конференция нового проекта для профессионалов клининговой отрасли ЧИСТОДРОМ, приуроченная к 15-летию АРУК Санкт-Петербург.

В конференции приняли участие 114 делегатов из 26 городов России: Москвы, Иваново, Кемерово, Кургана, Калининграда, Екатеринбурга, Барнаула, Перми, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Красноярска, Омска, Тулы, Ярославля, Кирова, Уфы, Самары, Волгограда, Липецка, Ижевска, Сергиева Посада, Воронежа, Обнинска, Твери, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга.

Конец мая, наверное, самое хорошее время для посещения Санкт-Петербурга. Но участники конференции прибыли в наш город не только для того, чтобы отдать дань его достопримечательностям, но узнать последние новости о работе отраслевых ассоциаций и перспективах самой отрасли.

Проект ЧИСТОДРОМ был создан при непосредственной поддержке АРУК — организации, которая уже много лет работает над превращением отрасли профессиональной уборки в цивилизованную индустрию.

В последнее время наша отрасль подошла к критической черте. Этот путь был пройден не за один день и не за год, поэтому и выходить из сложившейся ситуации придется долго и трудно. Но сделать это необходимо, иначе клининг в том виде, в котором мы знаем эту сферу бизнеса, будет утрачен. Это прекрасно понимали все участники конференции, поэтому с особым интересом ждали выступления президента АРУК Юрия Владиславовича Рябичева, чтобы узнать «из первых рук» о взаимодействии ассоциации и других общественных организаций с государственными органами для разрешения накопившихся проблем.

 

Открыла конференцию руководитель АРУК Санкт-Петербург Вера Николаевна Ушакова, поприветствовав и поблагодарив собравшихся за то, что они нашли возможность приехать в Санкт-Петербург, чтобы принять участие в работе ЧИСТОДРОМа.

В своем выступлении Вера Николаевна отметила, что характерным отличием российской отрасли профессиональной уборки от многих других является то, что она сложилась по-настоящему рыночным путем. Никто «сверху» не указывал, что и как надо было делать, не существовало никаких регламентов и нормативов. И если отрасль возникла и до сих пор жива, то это говорит о ее безусловной востребованности.

По информации, получаемой как от Роспотребнадзора, так и от заказчиков услуг, на сегодняшний день главной претензией к клинингу является низкое качество уборки. И иногда — ее несвоевременность, возникающая вследствие необученности персонала.

Очевидно, что некоторые отраслевые вопросы отрасли можно решать только в Москве. Например, налоговые, тарифные, регламентные. И тут АРУК Санкт-Петербург, как и прежде, будет работать вместе с АРУК Москва. Но в перспективе, отметила Вера Ушакова, петербургская ассоциация видит свое место как центр знаний — центр информации, центр обучения — то есть, объединение компетенций, связанных с чистотой и уборкой, в том числе и по проведению исследований, которые за рубежом давно проходят на регулярной основе. В нашей стране их пока нет (хотя они и востребованы), поскольку такие исследования ни предложить, ни провести пока еще никто не может. Одним из шагов на пути к организации упомянутого центра компетенции, по мнению Веры Ушаковой, и должен стать проект ЧИСТОДРОМ.

Участникам конференции был представлен план мероприятий международного специализированного форума ЧИСТОДРОМ, который пройдет с 16 по 18 октября 2018 года в Москве, в павильоне 75 ВДНХ, с пожеланием услышать мнение присутствующих о деловой программе и регламенте.

 

Затем выступил Юрий Владиславович Рябичев, президент АРУК Москва. Он согласился с Верой Николаевной, что клининговая отрасль сложилась абсолютно рыночно. А также отметил, что компания Примекс, которую он возглавляет с момента ее появления, начала работать на рынке клининга с 1991 года, когда компаний, оказывавших уборочные услуги, было совсем мало. Но работали такие компании хорошо, поскольку были очень востребованы качественные услуги. С тех пор прошло много лет, многое изменилось, и не в лучшую сторону. А ситуация, в которой отрасль оказалась сейчас, крайне тяжелая.

С выходом закона №44-ФЗ было заявлено, что единственным критерием при проведении закупок становится цена. Этот подход применяли госсзаказчики, и он не мог не повлиять на рынок в целом. Негосударственные заказчики также стали склонять исполнителей к максимально низким ценам.

Всем известно, что 70-80% себестоимости уборочной услуги — это заработная плата. И по всем правилам на один полученный рубль клининговая компания должна заплатить больше шестидесяти копеек налогов. И так бы оно и было, но поскольку единственным критерием для заключения договора на уборку стала цена, то конкурентное преимущество на рынке получили недобросовестные компании. Такие, которые не обеспечивали качество услуг или уходили от налогов. Ситуация усугубилась настолько, что надо было или умереть, или в этом участвовать. Другого варианта не было, поскольку заказчики, к сожалению, стали воспринимать как норму вынужденность клининговых компаний демпинговать и беззастенчиво этим пользовались.

Сейчас АРУК работает над изменением ситуации. Но без участия госорганов, без изменения регламента выбора компаний-подрядчиков, самостоятельно, силами самой отрасли, положительных изменений добиться нельзя.

За восемнадцать лет АРУК Москва было сделано все, что предусматривалось государством для формирования благоприятной рабочей среды — созданы ассоциации, подготовлены национальные стандарты, устанавливающие правила оказания услуги, функционирует саморегулируемая организация, которая, согласно законодательству, могла бы регулировать ситуацию на рынке. Но всего этого оказалось мало для самостоятельного решения проблемы. Единственное, что оставалось — обратиться к органам государственной власти, чтобы они помогли исправить сложившееся положение.

Для этого удалось объединить усилия таких организаций как РСПП, Деловая Россия, Торгово-промышленная палата РФ и Опора России. Чтобы координировать совместную работу, ряд отраслевых клининговых объединений, а именно Ассоциация русских уборочных компаний (АРУК), Ассоциация Российских Уборочных Компаний Санкт-Петербург (АРУК Санкт-Петербург), Союз Клининговых Компаний России (СККР), Ассоциация контрактных клининговых компаний Поволжья (АКККП), Ассоциация Клининговых Компаний Алтая (АККА), Саморегулируемая организация «Ассоциация региональных уборочных компаний» (СРО АРУК) и Национальная Ассоциация Фасилити Операторов (НАФО) также объединили свои усилия для создания Совета рынка.

На момент публикации материала общественный орган Совет рынка отрасли профессиональной уборки и технической эксплуатации (ФМ-рынок) создан. Исполнительным органом Совета рынка ФМ является Координационный комитет, включающий в себя членов организаций, поставивших свои подписи под Соглашением.

Юрий Рябичев выразил уверенность, что взаимоотношения государства с бизнесом будут меняться в лучшую сторону. Поскольку ситуация, сложившаяся в клининговой отрасли, не уникальна (конкурентное преимущество недобросовестных компаний отрицательно сказывается на результатах работы в любой сфере деятельности), то и решения этой проблемы без улучшения бизнес-климата в целом найдено быть не может.

Рассказывая о создании Совета рынка, Юрий Владиславович упомянул, что от лица этого органа уже ведется реальная работа с четырьмя вышеупомянутыми крупнейшими объединениями, которые, по указанию Президента РФ В.В.Путина, создали экспертный совет, в обязанности которого будет входить изменение ситуации на рынке и повышение прозрачности не только сферы клининговых услуг, но и других отраслей российской экономики.

Поскольку работа с органами власти началась давно, нормализация обстановки в клининговой отрасли стала пилотным проектом, на котором будут отрабатываться шаги, направленные на приведение экономических отношений к цивилизованным формам. Чтобы не убить лучшие компании на рынке, чтобы восстановить нормальную конкурентную среду, надо пройти этот путь.

Все знают, что в настоящее время повсеместно проводятся массовые налоговые проверки предприятий нашей отрасли. Уже есть предварительная договоренность с налоговой службой, что будет некий переходный период, возможно, мораторий на наказания, потому что компании оказались в таком положении из-за сложившейся рыночной обстановки, и прямой их вины здесь нет.

13 июля 2018 года в Москве, в Конгресс-зале Торгово-промышленной палаты РФ, прошел Открытый Форум отрасли клининга и технической эксплуатации «Оздоровление и перспективы развития отрасли». Выступивший на Форуме Даниил Егоров, Заместитель руководителя ФНС РФ, в своем докладе сформулировал сроки и правила взаимодействия налоговой службы с компаниями клининговой и ФМ-отрасли. Узнать об этом можно из новости, опубликованной на сайте журнала profuborka.ru 16 июля 2018 года.

Да, есть добросовестные компании, есть недобросовестные, есть крупные, и многие из крупных, наверное, и стали крупными потому, что вели себя недобросовестно. Участвовали в этом практически все, иначе было не выжить, но сейчас необходимо «не пальцами друг на друга показывать», а собраться и объединиться тем, кто хочет эту ситуацию изменить.

Очевидно, что если без ума начать всех «прессовать», то все «раздробится, размельчится и разбежится». В результате никого будет не поймать и не найти, а бюджет от этого только проиграет. Нецелесообразность такого подхода и обсуждается с налоговой службой. И там есть понимание, что «бешеные» штрафы выставлять в отрасли никакого смысла нет, поскольку данные обязательства в бюджет будут нереализуемы. Выгодоприобретателями же в ситуации с нарушениями и неуплатой налогов являются заказчики, потому что эта часть стоимости оставалась у них.

Предлагается следующий механизм взаимодействия с властью.

В Правительстве России создается специальная группа, которая занимается изменением ситуации во всех отраслях деятельности. В нашей стране клининговая отрасль регулируется Министерством промышленности и торговли. Работа с Правительством осуществляется через Совет рынка. И эта работа ведется через крупнейшие отечественные бизнес-объединения, которые выступают единым фронтом. В настоящее время еженедельно проводятся совместные встречи, на которых обсуждается и решается, что нужно сделать, чтобы сохранить отрасль.

Юрий Рябичев выразил уверенность, что организуемому Совету рынка удастся достичь договоренности с государством, чтобы можно было нормально работать дальше. Системное обучение сотрудников и повышение качества уборки – все это возможно только при нормальной ситуации на рынке. Только тогда это станет по-настоящему востребовано.

Чего бы хотелось добиться для уверенной работы? Например, в Германии каждая компания, которая приходит на рынок, должна быть аккредитована. И не кем-то в налоговой инспекции, где она встала на учет, а затем пошла убирать детский сад или больницу, не имея никакой профессиональной оценки. Она аккредитовывается специальным сообществом — в Германии существуют объединения малого и среднего бизнеса, ремесленная палата, торгово-промышленная палата — и все компании совершенно нормально проходят такую процедуру. Оценивается подготовка сотрудников, их опыт, способность работать по тем или иным технологиям. Только после этого компания допускается к крупным подрядам и субподрядам, поскольку заказчики могут работать только с аккредитованными компаниями.

Подобную практику стоило бы внедрить и у нас. И она должна быть политикой государства. Но не «спущенной сверху», а сформированной на основе заказа нашего отраслевого сообщества правительству страны. И чем представительнее будет сообщество, тем быстрее и правильнее оно будет услышано в Правительстве РФ.

 

После выступления Юрия Рябичева с вопросом к нему обратился Игорь Исупов, представляющий кировскую компанию «Чистов-Сервис». Он поинтересовался, какие конкретно мероприятия планируются с налоговыми и другими государственными органами для улучшения ситуации? Ведь сколько бы не объединялись все, кто заинтересован в улучшении деловой обстановки в отрасли, те, кто ведет нечистую игру, будут продолжать это делать.

 

Из ответа Юрия Владиславовича участники конференции узнали, что взаимодействие с налоговыми органами предусматривает «запуск» работы статьи 54.1 НК РФ, по которой различные санкции применяются к покупателям товара или услуги, если установлено, что цена на приобретаемое была занижена настолько, что у поставщика просто не оставалось средств для исполнения обязанности налогоплательщика.

К сожалению, до сих пор эта статья не применялась налоговыми органами, которые предпочитали использовать карательные методы работы к исполнителям — к тем, кому платили за работу. Но в данной ситуации это бессмысленно. Да, можно отказаться от всех контрактов и умереть как предприятие, но у налоговой службы уже появилось понимание, что даже если выставить клининговым компаниям требования об уплате и доплате, то они никаким образом не смогут возместить эти средства в бюджет, поскольку этих денег у них никогда и не было.

Что касается взаимодействия с другими структурами, то было предложено подождать доклада генерального директора АРУК Москва Марии Бочковской, часть которого касалась этого вопроса.

 

Ярким получилось выступление руководителя компании «Примекс-Кузбасс» Натальи Яковлевны Долгановой. Темой доклада стала ситуация в регионах. В самом его начале было отмечено, что в последние два года работа компании, которой руководит Наталья Долганова, а так же компаний ее коллег, направлена на выживание. Причем, не на выживании отдельных предприятий, а на выживание клининга как сферы деятельности.

На данный момент в отрасли не осталось ни одной реально работающей компании, которая не столкнулась бы как с недобросовестным демпингом, так и с настолько угнетающим общением с налоговыми органами, что после него пропадает вообще какое бы то ни было желание работать.

И если ранее можно было полагать, что это только отраслевая проблема, то трагедия в ТЦ «Зимняя вишня» проявила ее всеобщий характер. Именно эта трагедия показала несовершенство как всей существующей системы контрольно-надзорных органов, так и примитивность ценностей наших бизнесменов. То, что произошло, не просто вина управляющей компании. Это результат системной ошибки, с которой, как это ни ужасно, в нашей стране работают все. И то, что произошло в Кемерово, может произойти в любом городе, и на любом объекте, как на гражданском, так и на промышленном. Название этой системной ошибки всем хорошо известно: единственный критерий при выборе поставщика – самая низкая цена.

В Кемерово есть несколько торговых центров, которые лучше не посещать, поскольку обслуживающие их УК, как и УК «Зимней вишни», работали с теми подрядчиками, которые давали самую низкую цену. Все попытки объяснить, что является составляющей стоимости, не давали результата. Руководство УК даже не хотело в это вникать. Обычным ответом было: «Если дали такую цену, значит она реальна, пусть работают». И эта политика относилась ко всему: к клинингу, к эксплуатации, к пожарной сигнализации, к лифтам, к эскалаторам, к охране.

Страшно то, что все, кто работает в рамках 44-ФЗ, вынуждены работать с этой системной ошибкой – единственным критерием «самая низкая цена». Еще немного, и 44-ФЗ просто парализует работу тех, кто по нему работает. Вплоть до разрушения структур, для которых приобретается все самое дешевое и самое некачественное. Этот закон уже давно пора менять и вводить реестр поставщиков, аккредитованных несколькими регуляторами рынка. Данное мнение поддерживает ФАС. Уже существует реестр недобросовестных поставщиков. Теперь необходимо создать реестр именно тех поставщиков, которые могут работать по 44-ФЗ в рамках федеральных средств.

Еще одна тема, связанная с критерием «самая низкая цена» — это повышенное внимание к клинингу со стороны налоговой службы. Есть надежда, что правительство и депутаты наконец-то услышат крик со стороны малого и среднего бизнеса, и не только из клининга. Но речь идет о несовершенстве существующей налоговой системы в целом.

Почему-то налоговая структура из контролирующей превратилась в карательную. Существующая налоговая система вынуждает всех не работать, согласно существующим законам, а подстраиваться под них, чтобы просто как-то выжить. Странные законы.

Президент постоянно говорит о поддержке малого и среднего бизнеса, а по факту работать может только крупный бизнес. И то, только потому, что когда у их представителей возникают какие-то проблемы, они обращаются к государству и просят господдержку. И им быстро помогают, их субсидируют, кредитуют. Одним словом, поддерживают.

Разве представители малого и среднего бизнеса, когда возникают какие-то кризисы и проблемы, обращаются к правительству, к государству? Мы же сами начинаем думать «что делать»? Малый и средний бизнес сам ищет новые направления, переориентируется, выживает. Или просто уходит с рынка.

По мнению Натальи Долгановой, клининг сейчас подошел к той черте, за которой, если не будут приняты реальные поправки в законах, клининг как отрасль может просто исчезнуть. А если не будет реформы налоговой системы, то и средний и малый бизнес тоже исчезнут. Останутся только госкорпорации, микробизнес и самозанятые.

Выход из кризиса для клининговой отрасли может заключаться в следующем.

Необходимо сделать отличающиеся налоги по заработной плате. Пусть клининг будет в этом пилотным проектом. Сейчас отчисления в фонды заработных плат составляют 30,5%. Если сделать ставку отчислений равной 14%, то это позволит сохранить финансовую привлекательность для заказчика, а клининговым компаниям полностью платить налоги (и сборы) с заработной платы. Что и станет легальной оптимизацией для всех.

В 44-ФЗ и 223-ФЗ необходимо внести поправки, предусматривающие преференции и приоритеты для местных компаний. И только в случае отсутствия местной компании в этой сфере бизнеса допускать к участию в конкурсах фирмы, зарегистрированные в других городах. Почему необходимо предоставить приоритет местным компаниям? Потому что в этом случае отчисление налогов будет проводиться в местный бюджет. Также необходимо запретить лоты, включающие в себя огромные территории, когда «покрываются» Сибирь, Дальний Восток и все разыгрывается одним лотом. Одна область – один лот.

Наталья Долганова предположила, что крупным операторам эти пункты могут не понравиться. Но она призвала коллег честно и откровенно признаться, что именно жадность и алчность федеральных операторов, которых она всех очень уважает, в свое время и обрушила рынок клининга. А сейчас мы пожинаем плоды. Причем эти же самые операторы теперь пожинают последствия того, что они сделали. Как они завоевывали рынок? Они просто заходили в регионы, обрушивали цены ниже реальной себестоимости в надежде, что потом они их поднимут. А что произошло?

Поднять цены в дальнейшем они не смогли, и заказчикам эта ситуация очень понравилась. Те заказчики, которые работали по 44-ФЗ, по закону просто не могли в дальнейшем поднять расходы, поскольку у них финансирование производится согласно бюджета прошлого года. А то и должно быть какое-то определенное снижение расходов.

Срочно необходима глобальная реформа налоговой системы. Все здравомыслящие бизнесмены хотят иметь возможность заплатить налоги и спать спокойно. И налоговая система должна этому способствовать, а не выступать в роли карателя. Но без изменений в законодательстве налоговая служба ничего не может поменять в своей работе, поскольку они являются исполнителями существующих регламентов. Поэтому все, о чем сейчас говорится, необходимо выносить на законодательный уровень. Но это необходимо делать сообща, объединившись, поскольку только в этом случае можно быть услышанными.

 

После доклада Натальи Долгановой вопрос задал Павел Белов, компания «Аталиан». В нем он выразил беспокойство, что, пока мы что-то делаем, заказчики задумываются об организации своих клининговых служб, поскольку считают, что легче организовать свою службу и не переплачивать клининговым компаниям. Как быть с этим?

 

Первой на это вопрос начала отвечать Наталья Долганова. Она сказала, что бессмысленно ограничивать заказчика в желаниях создать свои клининговые компании, но существует положительный европейский опыт существования уборочных компаний. В его основе лежит разница в условиях организации бизнеса и налогообложения для производственных компаний и клининговых компаний. Например, в Германии это регулируется профсоюзами и минимальными заработными платами. Если вы работаете в машиностроении, то минимальная зарплата в отрасли составляет 4000 евро. В клининговых компаниях минимальная зарплата 800 евро. И ни одно машиностроительное предприятие не будет держать у себя в штате ни уборщицу, ни охранника, ни эксплуатационщика, так как это невыгодно.

Поэтому ранее в докладе и говорилось про разную ставку на налоги с заработной платы. Что если для клининга, как для социально ориентированного направления, сделать другую ставку по отчислениям с  заработной платы, то эту проблему можно решить. Если захочет какая-то организация открыть свою клининговую компанию – это их право. Но только разная ставка, разные условия игры при условии работы для клининга и для промышленных предприятий, смогут принципиально разрешить эту проблему.

 

Следом снова взял слово Юрий Рябичев, чтобы дополнить ответ. Он сказал, что, в той ситуации, когда качество услуг падает (по озвученным выше причинам), у заказчика действительно появляется желание «как-то самому спастись». И спастись, в том числе, и от ответственности за последствия низкокачественной уборки.

Но, как сегодня уже не раз говорилось, клининг возник на основе спроса на эту услугу. И ни один нормальный заказчик в «самостоятельную уборку» не вернется. Такие попытки, на памяти Юрия Вячеславовича, были и не раз, особенно у крупных заказчиков. Но как показала практика, во-первых, они ничего не выигрывают по деньгам, и даже проигрывают. Во-вторых, какой бы крупной ни была фирма, она никогда не будет такой профессиональной в уборке, как клининговая компания, и никогда не будет работать с персоналом на уровне клининговой компании. Потому что это отдельная специальная область, которую в нашей отрасли знают очень хорошо. И как правило, от бизнесменов звучат высказывания, что своим персоналом они управлять могут, а уборщицами – не получается. И, скорее, это уже уборщицы управляют ими.

Попытки организовать свой клининг будут, но Юрий Рябичев не видит в этом опасности. Такое желание обычно возникает у людей, которые не очень хорошо понимают, с чем они имеют дело. Испорченные покрытия, зря потраченные деньги — все это уже пройдено.

 

Александра Богачева, представляющая калининградскую клининговую компанию «Академия чистоты» поинтересовалась, будут ли в дальнейшем компании сертифицироваться, чтобы не каждый, кому «взбрело в голову» заняться уборкой, купив в магазинах бытовое оборудование и инвентарь, могли начать оказывать эту услугу, просто заявив, что они профессионалы. Именно такие предприниматели подрывают репутацию отрасли и провоцируют демпинг, обесценивая профессионализм настоящих клининговых компаний.

Этот вопрос был дополнен комментарием Марины Матвеевой из Кургана, компания «Аквамарин», которая высказала пожелание, чтобы аккредитация и сертификация применялась к участникам закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В том числе строителей и электриков, потому что сейчас демпинг по данным из практики Марины Матвеевой доходит до 69%, что сильно пугает и настораживает.

 

На этот вопрос ответил Геннадий Степанович Дасевич, руководитель СРО АРУК и центра сертификации. Предполагается, что в новой парадигме отрасли будет создан реестр добросовестных поставщиков. Чтобы попасть в этот реестр, компания должна будет пройти сертификацию в аккредитованном органе, который будет иметь соответствующих экспертов, уполномоченных выезжать на объекты и т.д. И только после прохождения сертификации компания может быть допущена до торгов.

С этого года действует ГОСТ качества клининговых компаний, разработанных АРУК. Он уже действует, но пока не работает, потому что соответствующая система в отрасли еще только создается. Когда она буде сформирована, тогда заработает этот стандарт. В нем предусмотрено категорирование клининговых компаний по объему годовой выручки, по наличию квалифицированного персонала, по опыту работы и другим критериям. Тогда и будут, наконец, сняты проблемы, о которых мы сейчас говорим.

По поводу сертификации специалистов Геннадий Дасевич ответил, что в настоящее время во всех отраслях идет процесс разработки и утверждения профстандартов. Это стандарты, которым работники должны соответствовать персонально. Для получения сертификата необходимо обратиться в центр сертификации и сдать экзамен.

 

Юрий Рябичев подвел итог, заметив, что отрасль уже готова к вводу сертификации, готова к вводу подготовки персонала, готова к сертификации центров подготовки персонала. Сейчас решается главный вопрос, чтобы это было востребовано. Потому что пока единственным критерием является цена, можно сколько угодно говорить о качестве и профессионализме, но приходит тот, кто дает самую низкую цену, и качество с профессионализмом перестают браться в расчет. Уверенность в том, что вопрос о востребованности качественных составляющих отрасли может быть решен — есть. Но для этого надо объединиться «всем миром».

 

Беспокойство участников конференции вызывала возможность в будущем столкнуться с практикой  «продажи» лицензий и сертификатов государственными уполномоченными органами, которая, по мнению присутствующих, существует в других сферах. На это замечание Юрий Рябичев ответил, что формирующееся профессиональное сообщество против выдачи лицензий и сертификатов, связанных с клининговой деятельностью, государственными органами. Тем более, что официальные лица, с которыми сейчас налажено взаимодействие, признают, что у государства таких знаний и опыта просто нет.

«Аккредитовывать на клининговую деятельность должны отраслевые органы, созданные с нашим с вами участием. Если это будет регулироваться профессиональным сообществом, я верю, что это будет правильно. Потому что нам не нужно, чтобы они продавались. И любые проявления такой торговли  будут преследоваться и наказываться нами же. Мы хотим выстроить систему, чтобы государство слушало наши потребности и доверяло тому, что мы делаем. Потому что там нет профессионалов во всех областях. И нужно доверять профессионалам», — завершил свой ответ Юрий Рябичев.

 

Доклад генерального директора АРУК Москва Марии Бочковской был посвящен современным тенденциям на рынке клининга и инструментам поддержки малого и среднего предпринимательства в отрасли клининга.

По информации, представленной на слайдах доклада, участники форума смогли узнать, что на российском рынке существует почти четыре тысячи компаний (на слайде их количество было обозначено как 3780), связанных с обслуживанием недвижимости. Из них как минимум 70% занимаются профессиональной уборкой.

По данным ФНС, рынок ФМ в секторе B2B в 2016 году составил более 360 млрд. рублей. Из положенных 40 млрд. рублей налогов до бюджета дошла лишь четверть. Отсюда закономерно стремление налоговой службы нашей страны разрешить возникшее противоречие. Соответственно, начавшийся процесс обеления отрасли неотвратим. И если кто-то рассчитывает, что сможет работать по старым схемам, то он ошибается.

Задачи, стоящие перед отраслью на ближайшее время заключаются в формировании справедливой стоимости услуги через учет критериев качества и всех налоговых отчислений, применении стандартов деятельности, исполнение которых должно находиться под общественно-профессиональным контролем. Также следует учитывать, что работа в новых условиях невозможна без квалифицированного персонала.

В докладе была представлена Корпорация «МСП» — АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», которая позволяет представителям этих категорий бизнеса взаимодействовать с крупнейшими госзаказчиками. Клининговые компании с подачи АРУК уже работают с Корпорацией «МСП», и такие возможности существуют для представителей отрасли, которые готовы оказывать качественную «белую» услугу. Тем более, что и для государственных заказчиков потребление «черной» и некачественной услуги в период начавшегося обеления отрасли клининга и ФМ становится неприемлемым.

 

После кофе-брейка участникам конференции представили свои доклады Дмитрий Турусин, соучредитель и управляющий партнер KROSTU.COM и Никита Столыпин, бизнес-тренер и фасилитатор международной школы ICBT.

Из первого выступления собравшиеся смогли узнать об авторской концепции «Точек Контакта» покупателей услуги или товаров с поставщиками и примерить разнообразные, представленные автором, маркетинговые ситуации на себя, а благодаря второму — оценить взаимодействие руководителей и подчиненных, разбирая различные случаи из реальной практики.

 

Виктория Козлова, генеральный директор ООО «Чистодром», рассказала участникам конференции о новинках и событиях, представленных на выставке INTERCLEAN 2018 в Амстердаме. Читатели журнала «Профессиональная уборка» могли узнать об этом заранее из серии новостей, представленных на сайте журнала.

 

Во второй половине дня свои решения для клининга представили спонсоры конференции ЧИСТОДРОМ.

Следующее мероприятие бренда ЧИСТОДРОМ — международный специализированный форум пройдет с 16 по 18 октября 2018 года в Москве, в павильоне 75 выставочного комплекса ВДНХ ЭКСПО.

 

 

Подготовил С. Гинчук

 

 

 

«Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии», № 2/65 2018