N 1/64 2018 электронная версия


N 1/64 2018

Свободный доступ к электронной версии для всех зарегистрированных посетителей сайта

Последние новости

Архивы

Журнал «Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии»

Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 30 июля 2001 года, свидетельство ПИ № 77-9508

Адрес для корреспонденции: 191036, Санкт-Петербург, а/я 58, ООО «ПАРТНЕР Санкт-Петербург»

Электронная почта: ur.a1534663836krobu1534663836forp@1534663836noiti1534663836de1534663836

КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КЛИНИНГА

Редакция журнала «Профессиональная уборка» предлагает вниманию читателей результаты исследования, любезно предоставленные для публикации его автором — агентством Fresh Russian Communications, объектом которого стало выяснение, насколько полно используются возможности и варианты современных коммуникаций между поставщиками решений для клининга и их потребителями — клининговыми и управляющими компаниями, а также собственными службами уборки.

Полагаем, что эта информация поможет оптимизировать работу по информированию рынка и общему взаимодействию между поставщиками и потребителями всем заинтересованным сторонам.

 

Несмотря на многочисленные трудности, болезни роста и незаслуженно легкомысленное отношение, клининг в России нашел свое место и стал востребованной сферой бизнеса.

Технологические решения, предлагаемые производителями уборочного оборудования, инвентаря и моющих средств, характеризуют современную профессиональную уборку как отрасль, использующую самые последние достижения химической науки, материаловедения и инженерной мысли.

О том, как ведет себя целевая аудитория производителей товаров для клининга, как продвигают свою продукцию сами производители, и пойдет речь далее.

Чтобы получить информацию из первых рук, мы обратились непосредственно к потребителям продукции для профессиональной уборки — в отделы закупок клининговых компаний и в фасилити-компании, управляющие объектами коммерческой недвижимости.

Последних мы выбрали в качестве примера — как один из сегментов, в которых работают клининговые компании. Информацией любезно поделились с нами представители клининговых компаний CleanCheap (Москва), BG Clean (Нижний Новгород), «Чистый терем» (Москва), Cristanval (Москва), АБН-Клининг (Новосибирск) и «Арома-Клининг» (Санкт-Петербург), а также компании, управляющие объектами коммерческой недвижимости: City&Malls PFM, SVN Eastward Property Management, Zeppelin и ТЦ «Солнечный», входящий в группу «НДВ».

 

Каналы получения информации

Первое, что нам было интересно, откуда B2B-аудитория в сегменте клининга получает информацию об уборочном инвентаре, расходных материалах для клининга, производителях, новинках и т. д. Источников информации оказалось довольно много.

Основным источником информации представители всех клининговых компаний назвали сарафанное радио — больше всего доверяют именно отзывам и рекомендациям коллег.

Руководитель клининговой компании CleanCheap Станислав Чепижко отметил, что поставщики сами дают о себе знать, в том числе предоставляют информацию о своих продуктах и новинках, которые они экспортируют. Руководитель отдела производства и закупок компании «Арома-Клининг» Анна Шпунюк упоминает каталоги с описанием продукции. Налицо — хорошая работа отделов маркетинга и продаж.

Генеральный директор компании «Чистый терем» Вениамин Молдавский отметил семинары поставщиков/производителей и информационные e-mail-рассылки. «На общую почту поступает рассылка от партнеров о новинках продукции, предстоящих конференциях и семинарах», — подтвердил и руководитель новосибирской компании АБН-Клининг Бронислав Фрончек.

Крупнейшие в отрасли специализированные выставки CleanExpo в Москве и Interclean в Амстердаме по-прежнему остаются для многих одним из основных источников информации о клининговой продукции, поставщиках и производителях. «Топ-менеджмент компании, сотрудники отдела снабжения и логистики, менеджеры объектов и отдела продаж, руководители производственных подразделений компании Cristanval каждый год посещают клининговые мероприятия в числе которых ежегодные международные выставки в Москве и Санкт-Петербурге CleanExpo, клининговая выставка Interclean в Амстердаме[1], обучающие тренинги наших поставщиков уборочного оборудования и моющих средств», — говорит специалист по связям с общественностью клининговой компании Cristanval Елена Малинина.

А что же СМИ? В качестве источников получения информации называют интернет-ресурсы — отзывы и обсуждения на форумах, online-издания cleannow.ru, profuborka.ru[2], infoclean.su, uborka.su. Хотя многие отмечают, что нечасто специально посещают эти сайты, а обычно просто ищут информацию в поисковых системах и так находят материалы на интересующие их темы, размещенные на этих ресурсах. Из отраслевых печатных журналов были названы единственный оставшийся в России журнал Cleaning и европейский Europen Cleaning Journal[3].

Посещают ли представители клининговых компаний сайты производителей и поставщиков? Только в том случае, если на них ведут поисковые системы. Поэтому производителям клининговых товаров самое время задуматься о тематических блогах на своих сайтах.

Аналогичная ситуация и с фасилити-операторами, управляющими объектами коммерческой недвижимости, где клининг в основном на аутсорсе.

«При выборе расходных материалов и уборочного оборудования мы используем личный опыт, полученный на практике, а также посещаем различные семинары и презентации, связанные с передовыми технологиями в сфере уборки», — говорит операционный директор City&Malls PFM Вадим Казберов.

«СМИ о клининге в России очень мало, и все их знают. Из основных — Infoclean.su, Cleannow.ru. Информацию получаем либо оттуда, либо из презентаций самих производителей. Также посещаем главное, на наш взгляд, мероприятие отрасли — выставку CleanExpo», — отметила Надежда Кузнецова, специалист по связям с общественностью компании SVN Eastward Property Management. Руководитель департамента клининга компании Zeppelin Юлия Малевич также отмечает специализированные выставки CleanExpo, семинары и обучающие мероприятия поставщиков, журнал Cleaning и интернет-издание infoclean.su.

«Клининговая компания проводит презентации ведущих производителей профессиональных моющих средств, инвентаря, расходных материалов и уборочной техники. Менеджеры по клинингу получают необходимую информацию и тестируют продукцию. Также компания выпускает собственную газету, где рассказывает о новинках в сфере клининга», — говорит Елена Орлова, управляющий ТЦ «Солнечный».

 

Факторы «за» и «против»

Фасилити-операторы и клининговые службы объектов коммерческой недвижимости при выборе уборочного инвентаря и расходных материалов в основном полагаются на опыт и профессионализм клининговых компаний и их рекомендации. «Имидж бренда особой роли не играет, поскольку только служба клининга видит, чем она моет», — говорит Елена Орлова. «При закупке инвентаря и моющих средств руководствуемся в первую очередь критерием качества, ведь от этого зависит, насколько комфортные условия мы можем создать для наших клиентов», — говорит Вадим Казберов.

Хотя порой они и сами дают рекомендации аутсорсорсерам, какой продукцией пользоваться при уборке их объектов. И здесь помимо качества и стоимости продукции есть и другие факторы, влияющие на выбор. «Все крупные производители поставляют примерно одинаковую по качеству продукцию. Переплачивать приходится, как правило, за дизайн и бренд. Но должна отметить, что в топовых бизнес-центрах класса А и комфортабельных гостиницах цена может отходить на второй план», — уточняет Надежда Кузнецова.

Юлия Малевич также отмечает клиентский сервис и условия поставки: «При большой закупке немаловажным фактором при выборе поставщика средств, инвентаря и расходных материалов являются возможность предоставления отсрочки платежа, возможность дробления заказа на фиксированные объемы и доставки по объектам нашей компании, а также наличие у поставщика технолога для проведения обучения и консультаций».

Клининговые компании при выборе товаров для клининга руководствуются преимущественно соотношением цены и качества.

В компании Cristanval решение о закупке принимает тендерный комитет, а сам процесс выбора поставщика довольно серьезный: «Руководитель отдела снабжения и логистики предоставляет информацию в виде сравнительных таблиц по стоимости и качеству товара, предварительно протестированного на действующих объектах, далее тендерный комитет сверяет данные, и руководитель снабжения и тендерный комитет проводят переговоры с потенциальным поставщиком», — рассказывает Елена Малинина.

Важны также факторы надежности производителя/поставщика и клиентский сервис. «Предпочтение отдадим компании с высоким уровнем сервисного обслуживания. Окончательное решение принимает руководитель», — говорит Ирина Бугрова, руководитель направления в клининговой компании BG Clean.

«Важными факторами при выборе поставщика являются не столько имя бренда, как его «юзабилити». Хотя некоторые клиенты настаивают на использовании конкретных брендов для уборки их помещений», — говорит Бронислав Фрончек. При этом в АБН-Клининг делают ставку на эффективность, поэтому в компании стараются выбирать качественные товары, отдавая предпочтение немецким и итальянским брендам.

Среди отталкивающих факторов при выборе товаров для клининга представители клининговых компаний называют ненадежность поставщиков и производителей, которые не могут гарантировать стабильность поставок продукции. В таких случаях приходится в авральном режиме их на что-то срочно менять в ущерб бюджету компании исполнителя, отмечают в CleanCheap. Такого же мнения придерживаются в компании Cristanval.

Среди других факторов представители клининговых компаний отмечают отсутствие возможности протестировать продукт до закупки и плохой клиентский сервис и техническое обслуживание. Особенно, если речь идет о дорогостоящем оборудовании.

 

Задачи клиентов прежде всего

Как же производителям и поставщикам продвигать свои товары в таких условиях? Сегодня перед клининговыми компаниями стоят серьезные задачи, которые производители и поставщики в состоянии помочь им решать, учитывая их при выстраивании своих маркетинговых и PR-коммуникаций.

Итак, для клининговых компаний, помимо качества и стоимости продукта, важны:

  • налаженная система поставок, хороший клиентский сервис, техническое обслуживание;
  • оптимизация процессов уборки, стандартизация различных видов услуг;
  • обучение персонала;
  • борьба с демпингом, из-за которого снижается качество уборки;
  • получение своевременной информации об инновациях;
  • репутационная работа с клиентами, получившими негативный опыт от сотрудничества с другими клининговыми компаниями.

Похожие проблемы стоят и перед объектами коммерческой недвижимости и управляющими ими фасилити-операторами:

  • отсутствие у клинеров навыков работы с современным оборудованием;
  • неумение использовать моющие и чистящие средства для разных поверхностей,
  • негативный опыт работы с клининговыми компаниями (демпинг дает о себе знать);
  • необходимость поиска более эффективных решений для уборки.

И с этим поставщики и производители тоже могут успешно работать.

 

Коммуникации производителей и поставщиков

Мы проанализировали, что именно делают сегодня производители и поставщики товаров для клининга в направлении маркетинговых и PR-коммуникаций.

Прежде всего, отмечаем общую ограниченность работы в области media relations. Активно работают со СМИ только несколько компаний, которые при этом являются лидерами в своих сегментах. Практически не освещаются темы, интересующие представителей клининговых компаний.

Среди инструментов коммуникаций, которые наиболее часто используют производители, можно выделить следующие:

  • участие в профильных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Амстердаме;
  • проведение собственных клиентских конференций, семинаров, круглых столов, тренингов;
  • участие во внешних мероприятиях — конференциях, форумах — в качестве спикеров или партнеров.

В очень ограниченном объеме используются или вообще не используются:

  • клиентские истории успеха;
  • дни открытых дверей и экскурсии на производство и на объекты, использующие продукцию компании;
  • тест-драйвы продукции;
  • участие в профессиональных премиях и конкурсах;
  • проекты в области социального маркетинга;
  • экспертные материалы в СМИ (не реклама);
  • любые пресс-мероприятия и мероприятия с участием блогеров;
  • бизнес-завтраки и любые другие аналогичные мероприятия;
  • нативные проекты в СМИ;
  • качественные e-mail-рассылки;
  • собственные блоги компаний-производителей.

и многое другое.

Насколько хорошо в индустрии клининга работают отделы продаж и отделы рекламы поставщиков и производителей, настолько слабо пока выстроена работа отделов коммуникаций, которые в действительности обладают обширной базой для управления B2B-коммуникациями. Это подтверждают как объемы нерешенных задач клиентов в отрасли, так и неиспользованные возможности компаний-производителей и поставщиков.

А возможностей для коммуникации, как видно, достаточно. Если у вас качественная продукция, в которой вы уверены, коммуницируйте свои преимущества и возможности всеми доступными способами. Профессиональная аудитория открыта к получению информации через самые разные каналы и заинтересована в сотрудничестве с производителями и поставщиками.

 

Материал подготовлен на основе исследования, проведенного менеджерами коммуникационного агентства Fresh Russian Communications.

 Автор:
Ксения Алексеева,
управляющий партнер агентства
Fresh Russian Communications,
редактор B2B Journal.

 

[1] CleanExpo St. Petersburg, также как и Interclean Amsterdam, проводятся один раз в два года. — прим. ред.

[2] Журнал «Профессиональная уборка» сохраняет свой статус, подготавливая оригинал-макет каждого выпуска журнала к печати. Именно благодаря этому на сайте журнала публикуются «листаемые» электронные версии журнальных номеров. — прим. ред.

[3] Europen Cleaning Journal на своем сайте также имеет «листаемую» медиа-версию журнала. — прим. ред.

 

 

«Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии», № 1/64 2018