Архивы

Журнал «Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии»

Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 30 июля 2001 года, свидетельство ПИ № 77-9508

Электронная почта:


Выпуск №8, октябрь 2015

Как сделать клининговые услуги прибыльнее

Клининг – отрасль парадоксальная и противоречивая. Здесь находится место и высокотехнологичным решениям, и неквалифицированному труду немотивированного персонала, причем, персонала не только нижнего, но и среднего уровня. А увеличение спроса на услуги, рождающее избыточное предложение, нередко приводит к снижению их стоимости и качества. Всему этому есть немало объяснений – и низкие входные барьеры в нашей отрасли, притягивающие сюда людей, не обремененных моральными принципами и профессиональными знания, и непонимание роли чистоты и гигиены заказчикам услуг из-за неумения использовать чистоту в качестве конкурентного преимущества, и неискушенность в этих вопросах большей части населения нашей страны, попустительствующая вышеупомянутому неумению. Но самая любимая и часто цитируемая на разных языках причина – это, конечно же, низкая стоимость услуг, в которой обвиняются сторонние злые силы, но никак не просчеты самой индустрии.

Безусловно, существуют объективные трудности, усложняющие жизнь компаний, оказывающих уборочные услуги.

Одна из них заключается в том, что обслуживание клиентов, как правило, происходит на их территории, и это затрудняет организацию и управление всеми производственными процессами.

Также сложность вызывает определение того, за что платят заказчики услуг – уборку или все-таки чистоту. Если первое является вполне заметным и часто даже мешающим основной деятельности предприятия процессом, то второе – чистота – вполне конкретный, но, к сожалению, крайне недолговечный результат, быстро теряющий свое качество даже там, где после уборки жизнь затихает. Поэтому эффективность уборки спустя самое непродолжительное время трудно доказать, что дает повод ее недооценивать и недоплачивать за нее.

Однако, по убеждению западных экспертов, для того чтобы заслужить доверие клиентов, необходимо, чтобы линейный персонал в клининге был подготовлен лучше, чем среднестатистический рабочий начального уровня в других сферах. Но поскольку здесь, как ни в одной другой сфере, чрезвычайно высока ротация персонала, многие работодатели считают нецелесообразным тратиться на полноценную подготовку уборщиков, которая, к слову, требует существенных временных и финансовых затрат. А следовательно, готовы соглашаться с невысокими ценами за услугу, лишая отрасль и себя возможности развиваться.

Дефицит менеджеров объектов, особенно заметный в нашей стране, вынуждает работодателей довольствоваться малым – теми, кто потерял работу в более престижных сферах, что приводит к появлению на объектах людей, неспособных в силу отсутствия подготовки, навыков и, нередко, желания, оперативно и правильно решать текущие проблемы и эффективно управлять уборочными процессами. Линейный персонал, не всегда четко понимающий смысл задания, к тому же еще и не получающий своевременной помощи в сложных ситуациях от таких «руководителей», особенно остро ощущает собственную беспомощность и ненужность. Что в сочетании в более чем скромной оплатой труда потворствует желанию небрежно относиться к своим обязанностям и вымещать разочарование на всех и всем, что находится под рукой – на дорогостоящем уборочном оборудовании, на интерьере и даже на людях, которым не посчастливилось оказаться в зоне уборки.

Неудивительно, что в странах с более развитым клинингом для того чтобы взять ситуацию под контроль, улучшить систему организации и управления уборочными процессами и более эффективно влиять на качество работы и мораль в коллективе, уже давно используются системы программного обеспечения и облачные технологии, с помощью которых можно:

  1. Контролировать результативность работы линейного персонала. Постоянный контроль над персоналом и учет личного вклада каждого работника способствует оптимизации расходов на зарплату. Наличие достоверной информации о том, кто убирал определенный участок в определенное время, вынуждает уборщиков более ответственно относиться к своей работе.
  2. Получать точную картину уборочных процессов, показатели производительности в любом подразделении организации. Это позволяет определять зоны, где они осуществляются нерационально и своевременно принимать меры там, где возможны проблемы, а также контролировать качество работ.
  3. Увеличить рентабельность компании за счет более рационального использования ресурсов.
  4. Контролировать состояние парка оборудования.
  5. Предлагать обоснованные цены. Возможность заблаговременно учитывать все накладные расходы – на оборудование, транспорт и т.д., а также рассчитывать прибыль, позволяет компаниям формулировать конкурентоспособные предложения, а также отказываться от невыгодных заказов, которые всегда препятствуют развитию и неизбежно приводят к низкому качеству работы.

Возможность получать точные данные в любой момент времени и в любом месте на любом мобильном устройстве позволяет компаниям максимально гибко управлять работой – практически в ручном режиме даже при максимальном удалении от объектов, что снижает вероятность дорогостоящих ошибок, экономит ресурсы, и уменьшает себестоимость работ при их неизменно высоком качестве.

 

Что стоит на пути у IT-технологий в клининге

Тем не менее, большинство клининговых компаний или вообще не покупают программное обеспечение, или позволяют приобретенным решениям «пылиться на полках». Почему? Эксперты сетевого журнала “Cleaning & Maintenance Management” уверены, что во всем виновато не вполне адекватное восприятие идеи IT в такой сфере как клининг, что активно поддерживается бытующими здесь мифами.

Миф №1. Уборку невозможно оценить. В нашей сфере слишком многие верят в это. На самом деле это возможно, хотя потребуется решительная и принципиальная руководящая группа, способная внедрить единые нормы и правила во всех подразделениях компании.

С помощью ПО можно рассчитать необходимое количество персонала и расходы, но расчеты будут настолько точны, насколько точна будет вводимая информация. Также необходимо принимать в расчет объем материальных запасов, специальные требования и строгую систему контроля качества для того чтобы систематически модифицировать и адаптировать уборочные операции под требования клиента. Однако как только вы поймете, что уборка может быть оценена и что точная оценка повысит эффективность вашей компании, полезность ПО для управления в клининге станет очевидной.

Миф №2. ПО для клининга слишком дорого. Самое время вспомнить пословицу о том, что скупой платит дважды. К примеру, если у вас непорядок в системе водоснабжения или канализации, вряд ли вы будете раздумывать, стоит ли вызывать сантехника. Его услуги, вероятно, недешевы, но в долгосрочной перспективе бездействие обойдется вам намного дороже.

ПО покажет вам, где у вас «течет» из-за неэффективных процедур, оборудования, химических средств и т.д. И что самое главное, ПО поможет вам отладить максимально эффективную систему работы на основных ресурсах, которыми вы располагаете.

Миф №3. У вас нет времени. Когда бы мы ни вносили изменения в нашу работу, включая и внедрение нового ПО, нам следует ожидать краткосрочного падения производительности. Умение преодолеть эту кратковременную трудность отделяет победителей от проигравших. Вот пара советов как это сделать.

Когда вы решите, что пришло время внедрить в работу вашей компании ПО, начните с плана. Если вы возглавляете компанию и у вас и без того куча обязанностей, решите, кого бы вы смогли назначить в качестве ведущего специалиста, который возглавит или войдет в состав технологической группы. Совместный труд по внедрению и адаптации IT это прекрасная возможность для сотрудников вашей компании наладить отношения внутри коллектива или пообщаться с представителями сторонней компании.

Не исключено, что приглашение консультанта или дистрибьютора, который поможет внедрить наиболее подходящее для вашей компании ПО, более приемлемый для вас вариант. По сути, при покупке ПО разумно выяснить все о пакетах программной поддержки. Некоторые компании могут предложить вам различные уровни обслуживания и обучения в зависимости от ваших потребностей и возможностей.

 

Спонсоры выпуска