N 4/71 2019 электронная версия


N 4/71 2019

Свободный доступ к электронной версии для всех посетителей сайта

Архивы

Журнал «Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии»

Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 30 июля 2001 года, свидетельство ПИ № 77-9508

Адрес для корреспонденции: 191036, Санкт-Петербург, а/я 58, ООО «ПАРТНЕР Санкт-Петербург»

Электронная почта:

ЖИЗНЬ КЛИНИНГА ПОСЛЕ ЭПИДЕМИИ

Практика показала, что во время пандемии далеко не каждый клининг, как организованный процесс, можно было назвать профессиональным. Ведь профессиональная уборка подразумевает выполнение ряда операций, которые являются неотъемлемой частью этого процесса – производится оценка, подготовка, затем выполняется непосредственно уборка, и сюда же входит дезинфекция поверхностей, если из-за ее необходимости данная операция предусмотрена в технологии уборки.

От выполнения данных процедур, причем с надлежащим качеством, зависит здоровье и жизнь людей: персонала, клиентов, посетителей. Тем более, в такие опасные и ответственные периоды, как, например, пандемия короновируса.

И вот что оказалось странным: службы уборки и клининг в большинстве случаев были «обезоружены», не имея в своем арсенале элементарного знания моющей химии и протирочных материалов. А самое главное – технологий их применения.

Что только ни стали выдумывать руководители отделов, менеджеры и сами работники для выполнения основной поставленной задачи – дезинфекции. Какие только способности и находчивость ни были проявлены сотрудниками при нанесении дезинфектантов, предназначенных для обработки поверхностей. Например, в одном БЦ клинеры не нашли более экономичного и менее «забавного» способа обеззараживания поручней эскалатора, как запустить его на полный цикл и наносить на поручни дезинфицирующий раствор из триггера на каждые 10 см.

Руководящий состав и собственники бизнесов по-своему реагировали на происходящее. Долгое время они даже вообще не пытались на него реагировать, не придавая складывающейся ситуации никакого значения. И, наконец-то, поверив в опасную эпидемиологическую обстановку и подчинившись требованиям Роспотребнадора, забеспокоились. Возможно, о своем здоровье и здоровье своего персонала, а может и о штрафных санкциях.

Самое неприятное, что руководство компаний, как правило, не сильно доверяет сотрудникам службы уборки или клининговым компаниям с точки зрения качества услуг, подразумевая, что они способны только на уборку мусора и грязи, но больший спектр услуг по клинингу им не под силу.

Не совсем корректно была проведена работа государственными органами. По реальной статистике, Роспотребнадзором не была предоставлена информация во все районы и организации – речь идет о рекомендациях по журналам обработок поверхностей. Учитывая, что дезинфицирующие средства имеют разное время действия, возникали вопросы периодичности обработок поверхностей, а также – кем и как это должно было контролироваться. Из-за отсутствия достоверных рекомендаций весь процесс производимой дезинфекции, а также контроль ее качества, стал заложником добросовестности самих компаний.

Из-за разрастания эпидемии организации стали закрываться, выводить сотрудников как в плановые отпуска, так и за свой счет, а некоторым даже пришлось увольнять своих работников. Естественно, операторы уборки возрастной категории 60+ попали в список сокращения, и чтобы не увольнять уборщиков предельной категории, их пришлось переводить на другие должности для выполнения иного функционала: уборщик-прачка, уборщик-дворник и т.п.

Перед владельцами бизнесов встала дилемма – или сохранить персонал, который их, вероятно, устраивал, или потерять привычный комфорт и чистоту. Но стереотип о доступности «человека-уборщика» никуда не делся, как и рассуждения, что «невелика потеря, и сколько их еще потом будет после коронавируса». Это же не электрик и не главный инженер, рынок труда наполнен, найдутся другие, еще и в очереди постоят, да и за меньшую зарплату!

На фоне произошедшего напрашивается вопрос: а почему сложилось такое впечатление о легкой заменяемости сотрудников, связанных с обеспечением чистоты? Что, действительно ли на эту нелегкую работу можно брать людей без профессиональной подготовки?

Вместе с тем, организации, приглашая клининговые компании на дополнительные работы, в частности для дезинфекции помещений, удивлялись возникновению такой необходимости. Ведь и штатный персонал мог бы провести такую обработку, сэкономив компании деньги.

Конечно, мог, но это было бы возможно только при соответствующей профессиональной квалификации сотрудников, а также при упоминании дезинфицирующих средств в перечне применяемой в организации химии, их наличия на складе, а также –  представления о методах применения дезинфектантов и способах обработки поверхностей, которых, очевидно, не может быть у уборщиков без соответствующей профессиональной подготовки.

Все эти моменты вылезли наружу. Сейчас настало самое время понять, что же нужно от профессионального клининга, чтобы получить профессиональные услуги. Каким он должен быть?!

Конечно, сложно будет поменять менталитет, отказаться от стереотипов, забыть старые методы организации процессов и «допандемийный» подход к подбору персонала в клининге, а также изменить низкие (демпинговые), обусловленные всем вышеперечисленным, цены на услуги.

В настоящее время отечественный клининг, доведенный стараниями «ведущих бизнесменов» за годы существования отрасли до обеления, за редким исключением состоит:

— Из необученных сотрудников, которые не только не знают технологий уборки, но даже не имеют об этом представления и практики.

— Из работников, не владеющих профессиональным оборудованием и инвентарем, а также навыками его обслуживания.

— Из работников, не обладающих профессиональными знаниями по применению моющих химических средств и чистящих протирочных материалов.

Все выше перечисленное приводит к огромным затратам, расходам и наносит ущерб как заказчикам, так и потребителям такой услуги.

 

Пришло время менять клининг на корню, необходима его новая модель, так называемая технологическая парадигма. Новая модель, которая успешно работает в западных школах клининга. Прежде всего, это предъявление элементарных требований к персоналу.

Организовать клининговые процессы «по-новому» невозможно без изменения психологии оказания клининговых услуг.

Уборка – это безопасность и здоровье людей, сохранность поверхностей и имущества. Если данное условие не соблюдается, то плата за такую «услугу» даже по самой низкой цене – это не экономия, а потерянные деньги.

Должна быть обеспечена всеобщая необходимость соблюдения требований ГОСТов, организована полноценная подготовка клинингового персонала в собственных компаниях, школах, организациях, производствах или своими силами (если в штате имеется соответствующий персонал с подтвержденной квалификацией), или привлекать экспертов, тренеров, подготовленных сертифицированных работников с присвоением квалификации прошедшим обучение сотрудникам.

Это особенно касается бригадиров, менеджеров, администраторов и прочего клинингового персонала среднего звена, у которого квалификация должна быть выше уровнем, чем у операторов уборки.

Заказчикам организаций, в том числе государственных, и владельцам компаний предстоит самостоятельно разобраться в своих новых потребностях и требованиях к службам уборки и в том, что они хотят увидеть в качестве результата их работ, должно привести к кардинальным изменениям в профессиональном клининге.

 

Автор:

Анна Финк,
эксперт по чистоте, специалист SOP

Анна Александровна Финк
  • Эксперт по чистоте.
  • Аудит объектов — независимая проверка и оценка отчётности, данных учёта и деятельности.
  • Специалист SOP (SOP – стандартные операционные процедуры): Работник должен знать ЧТО, ГДЕ, КОГДА, КАК и СКОЛЬКО он должен сделать для того, чтобы выполнить качественно свое рабочее задание. Cоставление технологических карт, чек-листов. Обучение менеджеров среднего звена и линейного персонала. Оптимизация.
  • Построение команды: Создание у коллектива чувства единства, обучение людей эффективно взаимодействовать между собой, выработка у всех сотрудников понимания и доверия друг к другу, сплочение в команду, выведение «командного духа» на более высокий уровень, предоставление сотрудникам возможности психологической разгрузки.
  • Управление проектами: Определение и достижение чётких целей проекта при нахождении баланса между объёмом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и другими), временем, качеством и рисками.

Профессиональный опыт более 20 лет.

Швейцарская школа сервиса
Executive Housekeeper /Директор хозяйственного департамента

МСиМ «Русь» MCM Marine Catering Management / VIKING RIVER CRUISES

Гранд Отель «Эмеральд» 5*,The Prestige Hotels of the World.

Химчистка и Прачка
«Koblenz&Partner» Берлин, Германия, Профессиональное обучение 

ДЛТ ЦУМ (TSUM, Mercury) — Санкт-Петербург

т.: +7 (921) 8845533
ВКонтакте


teamclean.spb.ru

 

 

«Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии», № 1-2/72 2020