Архивы

Журнал «Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии»

Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 30 июля 2001 года, свидетельство ПИ № 77-9508

Электронная почта:


Начальник?.. Какой такой начальник?..

Начальник?.. Какой такой начальник?..

Недавно в поле моего зрения попал материал с удивительно наивным заголовком – «В чем разница между злым и строгим начальником».

Однако же он был опубликован не в журнале для обывателей, а на одном серьезном американском новостном Интернет-ресурсе, который сотрудничает с различными отраслевыми профессиональными ассоциациями. Трудно представить, что среди специалистов любой из сфер, пусть даже начинающих, найдется тот, кто умудрился не прочувствовать эту разницу еще в школьные и студенческие годы, а затем – отточить свое внутреннее чутье, работая под началом всевозможных боссов!

Тем не менее, в надежде узнать что-то полезное, я взялась за чтение, и вновь испытала разочарование. На этот раз — абстрактностью материала. В нем сравниваются не обычные живые люди с присущими им недостатками и достоинствами, а какие-то идеалы-антиподы: один – само воплощение зла, а второй – справедливости!

Первый делает то, что и положено злобному боссу – отравляет жизнь подчиненных всеми доступными способами:

  • отчитывает за каждый промах, нередко в оскорбительных выражениях, замалчивая их успехи;
  • постоянно их контролирует, чтобы всегда «держать руку на пульсе» даже в мелочах;
  • запрещает высказывать собственные мнения, каждый шаг подчиненных должен быть согласован им лично;
  • то, что чувствуют и делают подчиненные, его беспокоит меньше всего, он сосредоточен исключительно на задачах;
  • в случае успеха он делает все, чтобы приписать его себе, а в случае провала – перекладывает всю ответственность на подчиненных.

Деятельность же строгого руководителя направлена на то, чтобы помочь сотрудникам стать лучшими версиями себя. Поэтому он:

  • справедливо оценивает работу сотрудников, отмечая как ее негативные, так и положительные стороны, уделяет внимание их обучению и профессиональному росту;
  • доверяет им — поручив им задание, он не вмешивается в их работу, и приходит на помощь, когда что-то идет не так;
  • если команда терпит неудачу, он без колебаний берет на себя ответственность, но когда сотрудники добиваются успеха, он скромно отходит в сторону и дает им насладиться собственным успехом;
  • члены команды, работающие на такого лидера, четко понимают свои задачи и работают как единое целое.

Не знаю как вам, но мне никогда не встречались столь ярко выраженные представители этих двух типов руководителей. Мне довелось работать под началом нормальных людей, подверженных, как и другие «гомо сапиенс», влиянию различных обстоятельств. Они по-разному реагировали на стрессы, но никто из них не стремился превратить жизнь сотрудников в ад.

Кроме умозрительности, этот материал удивил меня и своей бессмысленностью. Какой от него прок читателям? Как он поможет им избежать работы на «босса-кровососа-мироеда», если, согласно существующим правилам, это компании выбирают сотрудников среди кучи претендентов, а не претенденты боссов? И что делать, если босс – злой и несправедливый? Как наладить с ним более-менее вменяемые отношения?

Мой опыт, приобретенный в индустрии чистоты, подсказывает, что это невозможно. Я уверена в том, что от злых, ни в грош не ставящих своих подчиненных начальников нужно уходить. И чем скорее, тем лучше, ради сохранения психического здоровья и собственного достоинства!
К сожалению, мне довелось не только увидеть, как некоторые боссы в компаниях-поставщиках в нашей сфере умело тиранят своих подчиненных, но и даже испытать их «магию» общения на собственной шкуре!

Исходя из личного опыта, я составила свой скромный список «злых боссов» из двух пунктов – все-таки хороших руководителей, с которыми я общалась и продолжаю общаться, намного больше!

Первый, самый отталкивающий тип – это начальник-барин, который «облагодетельствовал» тебя только тем, что нанял на работу, и ты должен ему «по гроб жизни»!

Начальник-барин относится к подчиненным как к своим холопам. Он заваливает их работой до такой степени, что им нередко приходится задерживаться после рабочего дня. Стоит ли говорить, что результатами работы «холопов» он, как правило, недоволен, и не стесняется в выражениях, доводя это до их внимания! Кроме того, это отличный подвод недоплачивать им за труд, чем начальник-барин безжалостно пользуется при определении размера зарплат. Не стоит ожидать от него трат не то, что на обучение и профессиональный рост сотрудников, но даже на улучшение условий их работы. Да по большому счету, это и не требуются – в компаниях с таким руководством никто надолго не задерживается, и у них всегда текучесть кадров!

Второй тип, это жмот-зануда, который в чем-то лучше «злого босса», но упрекнуть его в справедливости и гуманности невозможно, несмотря на то, что он считает себя хорошим руководителем. Основная черта таких начальников – пылкая любовь к деньгам. Они физически не могут с ними расстаться, что заставляет их всеми правдами и неправдами, хоть немного, но недоплачивать сотрудникам, а также «выбивать» у контрагентов услуги с большим дисконтом. Свойственное же им высокомерие избавляет их от неприятных сомнений в правильности собственных действий.
Чтобы добиться необходимого, они используют свое самое грозное оружие – нудные бесконечные увещевания, которыми они заговаривают людей до потери пульса. Неудивительно, что у руководителей такого типа также всегда есть вакансии, поскольку приживаются у них исключительно пассивные, лишенные амбиций люди, в то время как им хочется заполучить сотрудников с характером.

А вам когда-нибудь встречались столь однозначные руководители этих двух диаметрально противоположных типов? Может, это только мне «не повезло»?
Если вы из «везунчиков», буду признательна, если вы поделитесь своим опытом в комментариях!

 

О. Вихарева