Архивы

Журнал «Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии»

Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 30 июля 2001 года, свидетельство ПИ № 77-9508

Электронная почта:


Выпуск №9, ноябрь 2015

Зима — не оправдание для грязи

Увы, прогнозы климатологов не оставляют нам надежд на спокойную профессиональную жизнь, даже в рамках одного сезона. Ставшие регулярными «непредсказуемо-экстремальные» погодные сюрпризы заставляют более серьезно оценивать нашу готовность к работе.

Пришедшая зима может показать, а кое-где уже и показывает, свой нрав в любое время. И как бы ни хотелось впасть в спячку и проснуться в более приятной обстановке, в том числе и экономической, следует посмотреть правде в лицо – нас ждет довольно продолжительный период испытаний. Хорошая новость – к ним можно и нужно подготовиться. С тем, как это сделать нам помогут отечественные и зарубежные эксперты.

 

С чего начать

Как ни банально это звучит, начать надо с входа, то есть с инспекции систем защиты от грязи или, как их называют эксперты, «входных фильтров», что подчеркивает их значимость не только для чистоты, но и для безопасности внутренней среды. Безусловно, присутствие таких систем во входной зоне необходимо в любое время года, независимо от климатических особенностей региона и размеров объекта. Они эффективно борются как с влажными и жидкими, так и с сухими и замороженными загрязнениями. Но только при условии, что они соответствуют объему людского потока, габаритам и назначению здания, изготовлены из качественных материалов, правильно смонтированы и своевременно и в полном объеме обслуживаются.

При всей очевидности вышеизложенного, правильным подходом к организации входных зон в нашей стране могут похвастаться единицы. Что неудивительно – обустройство полноценной системы весьма затратное дело, пользу которого несведущему человеку трудно оценить, особенно в отсутствие исчерпывающей информации от тех, кто должен обладать глубинными знаниями в этом вопросе. И пока отечественные компании, специализирующиеся в этой сфере молчат, их западные коллеги не устают убеждать более информированных, опытных и финансируемых управляющих и собственников различных объектов. Что ж, прибегнем к их помощи и на этот раз.

Западные эксперты относят системы защиты от грязи к категории «невидимых, но бесценных» вещей, поскольку их работа неочевидна, она находится «в тени» и на ее вклад в обеспечении защиты интерьеров от разрушения, а людей от инфекции и падений редко обращают внимание. Причем не только те, кто финансирует ее установку, но и те, кто занимается уборкой и обслуживанием внутренней среды и инфраструктуры здания.

И тем, и другим будет полезно узнать, что, согласно данным американского института архитекторов, противогрязевая система длиной 7,6 м может задержать 100% загрязнений. Это достаточно сильный аргумент для того чтобы укрепить входные зоны хотя бы в начале периода, который определенно принесет обильные загрязнения, щедро приправленные реагентами, солью, песком, а также нефтепродуктами.

Значимая роль в укреплении входных зон в зимний период отводится клининговым компаниям или собственным службам уборки – как бы не была полноценна и качественна система, она не может эффективно справляться с загрязнениями до бесконечности. Популярное сравнение с переполненным мусорным ведром, которое трансформируется по мере наполнения из решения в источник проблем, отлично демонстрирует механизм работы любой впитывающей системы, в том числе и грязезащитной!

Учитывая, что в неприятно-погодные периоды люди стремятся как можно больше времени проводить в зданиях и даже кризисный период не спасет от увеличения количества загрязнений в торгово-развлекательных заведениях, объектах культуры и т.д. И в данных обстоятельствах переосмысление системы организации уборки – концентрация усилий во входных зонах и зонах, к ним прилегающих, поможет снизить расходы на уборку внутри зданий, причем не в ущерб ее качеству. И, что немаловажно, снизить травматизм среди посетителей объекта и собственного уборочного персонала!

 

Что следует включить в план уборки

Системы защиты от грязи. Основной удар принимают на себя части системы, которые находятся снаружи и в вестибюлях – различные решетки из пластика, алюминия или алюминия с текстильными вставками, задерживая большую часть загрязнений и тем самым облегчая уборку внутренних пространств объекта. Они рассчитаны на более длительный срок эксплуатации, нежели ворсовые защитные ковры внутри зданий, поэтому их своевременная очистка – залог их работоспособного долголетия.

Очистка их поверхности должна проводиться по мере необходимости, которая, в зависимости от их вида, может производиться с помощью щеток, пылевых мопов или пылесосов. Регулярно, с периодичностью в зависимости от погодных условий и посещаемости, их надо поднимать для удаления загрязнений под ними, а также осуществлять их основательную очистку – ручным способом с моющим средством или с помощью экстрактора.

Частота, с которой следует очищать противогрязевые ковры, расположенные внутри помещений, и технология их очистки в большей степени зависит от посещаемости объекта, погодных условий, характеристик и качества самого ковра. По общему правилу их рекомендуется ежедневно вакуумировать (причем неоднократно, в зависимости от количества загрязнений, приносимых посетителями), желательно либо вертикальным пылесосом, либо классическим со специальной электромеханической щеткой – только так пыль и прочие мелкофракционные загрязнения можно удалить из структуры ковра практически полностью. Эта одна из самых основных, но, к сожалению, недооцененных и поэтому нередко пропускаемых процедур, от которой зависит не только внешний вид, но и долговечность, а также эффективность ковра.

К сожалению, упускается и то, что ковры должны быть чистыми с обеих сторон, а поверхность пола под ними не только чистой, но и сухой. Только при соблюдении этого условия можно гарантировать безопасность передвижения по ним и сохранность полов под ними – абразивные частицы загрязнений, попадающие под ковер, царапают напольную поверхность, способствуя ее ускоренному износу. В свою очередь, не очень чистый и влажноватый участок пола под ковром приводит к появлению плесени, что недопустимо. Для того чтобы избежать таких последствий, ковры после вакуумирования время от времени необходимо переворачивать – разумеется, на чистом участке пола и очищать их с помощью мопа или пылесоса. Если изнаночная сторона загрязнена, ее следует очистить мопом или салфеткой, смоченной в моющем растворе. После того, как поверхность высохнет, ковер можно вернуть на место.

Ковры также следует регулярно чистить экстрактором с подогревом воды, в особенности, если они чрезмерно пропитались влагой, содержащей реагенты, соль и т.д. Понятно, что чем грязнее за пределами здания, тем чаще следует пылесосить ковры и производить глубокую очистку с помощью экстрактора. Если на улице обильный снегопад или активное таяние снега, то регулярное удаление избытков влаги с помощью водососа поможет сохранить их в работоспособном состоянии.

Если же посетители, пришедшие с улицы, оставляют влажные следы, несмотря на все усилия во входной зоне, а уборщикам приходится постоянно удалять пятна и даже кусочки загрязнений с пола за пределами защитного ковра, то вполне вероятно пришло время покупки нового. Не менее явными признаками того, что ковер изношен, являются:

  1. Ужасный вид ковра даже после глубокой очистки.
  2. На ковре появились складки, которые никак не хотят расправляться.
  3. Необходимость проводить уборку все чаща и чаще для того чтобы полы на объекте были чистыми.

Если ковер не способен обеспечить безопасность внутренней среды здания, его необходимо заменить – это логично. Но если вы тянули с принятием решения о такой покупке, сейчас самое время это сделать. Также стоит вспомнить и о том, если ли на ваших объектах служебные входы, и оснащены ли они полноценной системой защиты от грязи?!

 

Прилегающие территории. Планируя уборочные работы важно учитывать, что в осенне-зимний период необходимо:

  1. Выделить дополнительное время на обслуживание помещений, примыкающих к входным зонам – холлов, коридоров и т.д.
  2. Чаще проводить поддерживающую уборку всех напольных покрытий с помощью увлажненных мопов или пылесосов. Вакуумирование считается более эффективным и менее вредным способом уборки по сравнению с подметанием сухим мопом.
  3. Где возможно и оправдано — использовать поломоечные машины.
  4. Учитывать, что и ковровые напольные покрытия также нуждаются в более частой промежуточной очистке.
  5. Чаще обрабатывать поверхности с защитным полимерным покрытием дисковой машиной для уплотнения слоя. Это защитит его от быстрого истирания и отодвинет срок его замены. Следует помнить, что удаление изношенного полимерного покрытия и нанесение нового не очень подходит для зимы, поэтому следует избегать таких работ в этот сезон.

 

Уборка – это система

По сути, зима – это жесткая проверка всей системы организации и планирования уборочных работ и управления ими. Все накопленные и нерешенные проблемы «выстреливают» именно в этот период. Есть моменты, которые отчего-то упорно не попадают в поле зрения администрации компаний, но которые неумолимо, год за годом, подтачивают качество и прибыльность работ, что может привести к полной катастрофе в период минимальных цен на услуги и недоступности кредитов.

Год назад наш постоянный эксперт Тимур Полетаев, руководитель направления по работе с клининговыми компаниями и ритейлом подразделения Diversey Care международного концерна Sealed Air, в статье «Как сохранить рентабельность уборочных работ в зимний период» (ПУ № 4/51) дал советы, которые помогут наладить бесперебойную, максимально эффективную и рентабельную работу, независимо от сезона. Часть из них мы приводим сегодня:

Вопрос: Учитывая, что в зимний период уборка должна проводиться чаще, и, соответственно, нагрузка на машины будет больше, как следует правильно подготовиться к этому периоду? Мне кажется, что количество поломок и загруженность механиков сервисных центров должны пропорционально увеличиваться. И, соответственно, вероятность простоя машины также возрастает…

Ответ: Там где налажена механизированная уборка, остаться зимой без машины – трагедия. Но я не могу согласиться с утверждением, что именно под зиму требуется повышенное внимание к технике. Если оборудование эксплуатируется правильно, персонал обучен, регламентные работы (ТО) выполняются в установленные сроки, то качественная техника будет работать без поломок и зимой, и летом. Если эти условия не выполняются, то проблем не избежать.

Есть решения, которые облегчают контроль. Так, на поломоечных машинах TASKI есть датчик, который информирует клиента о том, что пора провести ТО. Следуйте рекомендации умной машины, она плохого не посоветует. При этом прогресс на месте не стоит. Внедряются дополнительные системы автоматического контроля. Например, программа от Дайверси Smart View. Это комплексное «облачное» решение, позволяющее контролировать процессы клининга, от прихода персонала на работу, до контроля качества выполняемых работ. С точки зрения обслуживания техники, данная программа через «облако» информирует всех заинтересованных, о том, где находится поломоечная машина, в каком состоянии батареи, работала ли машина в последнее время и если да, то, сколько и когда следующее ТО. Похоже, в обозримом будущем, техника еще и обслуживать сама себя будет.

Вопрос: Какой комплект оборудования на объекте можно считать наиболее подходящим для уборки и ухода за напольными покрытиями с учетом особенностей зимнего периода последних лет? И какие методы, и, соответственно, оборудование предпочтительней иметь для более регулярной промежуточной очистки ковровых поверхностей в нашем климате и с нашей культурой уборки?

Ответ: В отличие от обслуживания внешних территорий, не существует специальных машин для уборки помещений в зимний период. И зимой, и летом полы, где это возможно, должны мыться поломоечной машиной. Генеральные уборки и спецработы выполняются однодисковой машиной и водососом. На коврах не обойтись без пылесоса, если просторы позволяют, то со встроенной электрощеткой. Плюс тот же ротор с пеногенератором для промежуточной чистки и экстракторная машина для генеральной уборки ковров. На новой модели от Дайверси ProCarpet, функции сухой пены и ковровой экстракции умудрились совместить в одном аппарате.

Так что набор техники зимой и летом будет тот же. Изменения могут коснуться химии, щеток и ПАДов, а также регламента уборки.

Когда на улице «каша», нужно обеспечить своевременную уборку грязезащиты. Хотя бы периодически в течение дня собирать излишнюю влагу водососом. Плюс регулярная экстракция. Если грязезащита работает – проблем по внутренней уборке практически не возникает. Если же коврики выполняют декоративную функцию, то проблем не избежать.

Вопрос: На что еще, кроме полов, следует обратить внимание, о чем забывают компании, и это становится впоследствии проблемой?

Ответ: Извините за повторение очевидных вещей. Уборка – это система. Правильно подобранная качественная техника и инвентарь, дозирующие системы, позволяющие снизить влияние необученных сотрудников и расходы, грамотно спланированный график и траектория уборки, обучение сотрудников, как минимум менеджеров объектов – залог успешной работы вне зависимости от сезона.

Как грамотно организовать наружную уборку

От решения этого вопроса зависит и чистота внутри зданий. Как бы ни старались уборочные службы, какими бы не были совершенными системы защиты от грязи – если прилегающие к зданию территории не обслуживаются, то загрязнения, так или иначе, попадают внутрь зданий. Прилегающие территории можно убирать и в ручную, но если речь идет о сравнительно крупных площадях или скорость уборки является необходимым условием, то механизированная уборка — единственное решение.

Небольшой видеоролик от Kärcher продемонстрирует предложение этой компании по механизированной внешней уборке:

 

 

Спонсоры выпуска