Архивы

Журнал «Профессиональная уборка. Оборудование, материалы, технологии»

Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 30 июля 2001 года, свидетельство ПИ № 77-9508

Электронная почта:


Ковровые покрытия: исследование и расследование

Ковровые покрытия: исследование и расследование

К каким нелепым результатам порой приводит авторов торопливость при изложении своих (и не своих) мыслей в сочетании с желанием впечатлить и необходимостью быть кратким!

Еще в начале осени я наткнулась на заметку «Установлено: микробы, таящиеся в коврах, могут нанести вред вашему здоровью» на сайте британского журнала ‘Cleaning Matters’, которая приятно нарушала монотонность «зеленой» повестки, подчинившей себе все англоязычные клининговые журналы. Да и начиналась она, несмотря кликбейтный заголовок, с внушающего доверие слова «исследования», что подогрело мой интерес. И хотя сочетание «исследование» и «британский журнал» неизбежно приводят к набившим оскомину «британским ученым», захотелось дать шанс этому материалу порадовать меня новой информацией…

Прочтение не потребовало много времени – заметка была невелика по размеру. Но вот по своей несуразности это оказалось чем-то выдающимся.

Автор заметки подготовил ее по исследованию некой компании Proscenic, которое «раскрыло» неприятную тайну о том, что «ковры содержат около 200 тыс. бактерий на каждый квадратный дюйм (6,45 см2), что в 4 тыс. раз больше, чем в среднестатистическом домашнем туалете». Что, по мнению автора, «выглядит особенно шокирующим», учитывая, что «16,4% людей никогда не моют полы у себя дома».

Необходимость подстраиваться под клиповое мышление современных читателей сыграла с автором дурную шутку.

Я не знаю, сталкивались ли вы с такой ситуацией или нет, но когда пытаешься «засунуть» материалы любого сколь-нибудь серьезного исследования в прокрустово ложе формата «для непрофессионалов», то ломается это самое ложе. Упрощая несколько предложений, использующих причинно-следственные связи, можно получить одно, но пугающе длинное и построенное не на аргументах, а на эмоциях. Именно это и произошло с автором заметки.

В этом убеждаешься, читая такие фразы: «Кишечная палочка может попасть в жилище на подошвах обуви, и вероятность того, что она окажется на вашем полу еще выше, если у вас есть домашние животные, поскольку она обитает в фекалиях домашних животных и человека», «Сальмонелла благоденствует в коврах, а заносится в помещения на обуви и … животных», «Как и в случае с кишечной палочкой, наиболее распространенным способом заражения сальмонеллой является УПОТРЕБЛЕНИЕ ПИЩИ, УПАВШЕЙ НА ПОЛ»…

Пройти мимо этого словесного «великолепия» я не смогла, и взялась за чтение первоисточника – статьи, опубликованной на сайте компании Proscenic, с точно таким же, как у злополучной заметки названием. Там же я узнала, чем занимается эта компания (о чем забыл упомянуть наш автор).

Итак, Proscenic – это производитель «умной» (smart) бытовой техники из Китая, в ассортименте которой есть классические вертикальные и роботизированные пылесосы, а также парогенераторы, что объясняет интерес компании к привычкам обывателей в уборке.

Изучение этих привычек и стало целью проведения опроса среди населения Великобритании. Опрос показал, что кроме 16,4% тех, кто никогда не моет и не пылесосит полы в своих жилищах, есть и более чистоплотные граждане: 35,4% занимаются их очисткой раз в неделю, 34,4% – предпочитают это делать ежедневно и всего около 2% – мыть полы один-два раза в год.

С гигиеной ковров в Туманном Альбионе дела обстоят еще хуже: 27% респондентов вообще их не чистят, 27,5% – только пылесосят, чуть менее 20% – пылесосят и вручную выводят пятна, а 3,8% – ограничиваются выведением пятен. Около 15% респондентов используют парогенераторы, что, как считают в Proscenic, является одним из самых эффективных способов очистки ковров, поскольку «горячий пар удаляет более 90% загрязнений и бактерий с их поверхностей».

Стремясь как можно быстрее закончить заметку, автор не замечает, что «исследовательская» деятельность Proscenic – не что иное, как завуалированная рекламная кампания. А чтобы обеспечить ей полный успех, опрос необходимо было подкрепить научными данными. Но компания Proscenic не проводила собственных научных исследований! Зачем ей это, когда есть давнее исследования Филипа Тиерно, американского микробиолога, автора книги «Тайная жизнь микробов», к которому прибегают все, кому не лень: клининговые компании, производители оборудования для очистки ковров, блогеры, пропагандирующие ЗОЖ и даже хиропрактики!

Именно на это исследование была отсылка в статье, опубликованной в блоге на сайте Proscenic, как на источник заимствования, но наш автор-торопыга этого не заметил. Точно также как и то, что у этой статьи имеется автор, имени которого я, к сожалению, не назову, так как, буквально неделю назад, Proscenic обновил дизайн своего сайта и «проредил» информацию в блоге до неузнаваемости, оставив лишь данные своего опроса.

А вот у автора заметки, похоже, времени на проверку источников информации не было. Более того, избавляясь от всего, что на его взгляд несущественно, он не только упустил из виду важные детали, но и лишил себя возможности понять истинный смысл «просветительской» работы Proscenic. Он не замечает, что эта компания запугивает потенциальных клиентов гораздо тоньше, избегая «лобовых атак» страшными цифрами, постепенно нагружая их проблемами и предлагая решения из своего ассортимента.

Разумеется, Proscenic не использует такие «дубовые» аргументы, как автор в своей заметке. Например, самый странный из них – о том, что употребление пищи, упавшей на пол и есть основная причина заражений. Вместо этого в статье у Proscenic ставится под сомнение «правило трех секунд». Это аналог нашего ироничного правила «быстро поднятое не считается упавшим» (именно, что ироничного — кому придет настаивать, что «палец, прикоснувшийся к свежеокрашенной поверхности на мгновение, не считается испачканным» — достаточно лишь на него взглянуть). И которому, согласно (неназванным) исследованиям, следует 59% населения неких государств, причем, как говорится в материале Proscenic, 63% из них позволяют делать это и своим детям.

И таких исследований множество. Одно из последних показало, что изрядное количество мужчин в США, пользуясь «правилом пяти секунд» (да-да, в Штатах это так!) увеличивают время до 10 секунд и более. И, соответственно, риск инфицирования. Особенно там, где гигиене полов не уделяют должного внимания.

Что же касается загрязнений в помещениях, то, и по версии Proscenic, их главными поставщиками по-прежнему являются обувь и лапы домашних животных. А для тех, кто излишне доверяет придверным коврикам, решеткам и, на худой случай, влажным тряпкам, имеется контраргумент: оказывается, загрязнения имеются не только подошвах, а на всей наружной поверхности обуви. А вместе с ними — 421 тыс. бактерий! Получается, как не чисти подошвы, часть загрязнений с бактериями все равно попадет в жилище (или на коммерческий объект).

Конечно же, в статье на сайте Proscenic много говорится и о коврах. И, в первую очередь, о том, что объекты интерьера могут удерживать загрязнения, суммарный вес которых превышает их собственный в четыре раза. Чтобы окончательно деморализовать гермофобов, в ход идут данные о том, что человек ежедневно теряет до 1,5 миллионов чешуек кожи, что, в совокупности с перхотью, пухом и шерстью домашних любимцев, обеспечивает бесперебойное питание микроскопическим насекомым, таким как пылевые клещи и блохи, способствует аллергическим реакциям и приступам астмы у владельцев ковров.

Но вот о том, что бактерии живут «на свободе» очень ограниченное время – им необходима среда с определенной температурой и влажностью, в статье не говорится! Как, впрочем, и о том, что по-настоящему справиться с очисткой ковров может только профессионал, разбирающийся во всех тонкостях этого непростого дела. Да что там, компания Proscenic даже не включила опцию «вызов клининговой компании» в свой опрос подданных Королевства! И, правда, зачем ей конкуренты, когда есть собственные решения, которые надо продавать!

А еще меня поразило, что вся эта длинная цепочка заимствований, в конце концов, превратилась в старый добрый «испорченный телефон». Кто-то чего-то недопонял, кто-то что-то добавил, переставил, обобщил, а в результате одураченными оказываются потенциальные клиентов и читатели журнала.

Зачем я все это пишу? С самого начала я предполагала, что это будет короткий материал с интересными фактами и показательными цифрами. Но в нашей редакционной работе такое случается все реже и реже. Качество материалов зарубежных коллег за последнее десятилетие постепенно менялось, и не в лучшую сторону. Нетщательность формулировок и легкомысленность текстов, адресованных профессионалам отрасли, встречаются все чаще. Мы полагаем, что эта тенденция — результат всеобщей «оптимизации», при которой, пусть и не от хорошей жизни, но «с водой выплескивают и ребенка». Компетентность не может стоить дешево.

Вместе с тем у вас перед глазами пример, как нам в ходе нашей редакционной переводческой работы приходится «распутывать» клубок нестыковок, разыскивая первоисточники в стремлении уйти от фантазий и «пугалок» авторов, слишком уж свободно обращающихся со словом и чужой информацией. И если вы начали читать зарубежную профессиональную прессу в оригинале, то, пожалуйста, подходите к публикуемым материалам с некоторой долей скепсиса, не стесняясь проверять утверждения авторов информацией из других источников. Пусть это и затратно по времени, но позволить себя запутать или дезинформировать настоящий профи не может и не должен.

Уверена, что успешность бизнеса, в том числе клинингового, во многом зависит от информационной чистоты.

 

О. Вихарева